Форум » Богослужебный устав » о посте в богоявленский сочельник » Ответить

о посте в богоявленский сочельник

Георгий, Львов: Доброго вечора! Завтра -- неделя, и, в то же время, сочельник перед Богоявлением. Что по Уставу относительно молитв, поклонов, и пищи?

Ответов - 18

о. Андрей: Поклоны в пояс. До вечерни - укрухи с квасом, после - пища с маслом.

Jora: Кстати, вопросы по Уставу на сегодня. 1. На благословение хлебомъ. 2. На хвалитехъ. 3. Блаженна. Предпразднеству есть в этих трех местах?

о. Андрей: Jora пишет: 1. На благословение хлебомъ. Слава и ныне. Препр. Jora пишет: 2. На хвалитехъ. Мы пели только гласу, но нецыи - 4 гласу и 4 Предпр. Jora пишет: 3. Блаженна. Гласу и Предпр. 3-я песнь на 4.


Jora: А известный в узких кругах человек для всех написал - всё как обычно. Ещё и в Оке очень коротко написано.

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: квасом Давно не делал...

Георгий, Львов: А вот о воде -- Великого освящения, Малого освящения (на 06.01) и какая между ними и той, что называется Агиасма, я забываю каждый раз! Хотя каждый год об этом о.Евгения спрашиваю...

Георгий, Львов: А как совершать Службу Празнику Крещения Господня, кроме Великой Павечерницы? В Молитвослове написано "по-лестовке", например. То есть -- это славословие Господу нашему, как я понимаю, т.к. запев в этот день "Слава, Господи, Богоялению Твоему!"

Jora: Георгий, Львов пишет: "Слава, Господи, Богоялению Твоему!" Да. Канон можно, если есть Канонник. Часы с тропарем и кондаком Празднику.

о. Андрей: Георгий, Львов пишет: А вот о воде -- Великого освящения, Малого освящения (на 06.01) и какая между ними и той, что называется Агиасма Обе они Агиасмы. И устав никакой разницы между ними не делает, потому и называется освящение воды двукратным. В чинопоследовании утрешнем не читается одна из водосвятных молитв, но это не может уменьшить святость никак, ибо благодать она или есть, или нет. Вечернюю воду использовали для крещения оглашенных, утреннюю разбирали для домашнего использования. Но я, например, как всегда против течения - утрешнюю не освящаю. Но этому спору у нас уже не одно столетие. Кто как делает - сам за себя знает.

Георгий, Львов: Благодарю, отче Андрее, Георгие, за ответы и за советы. Но, вот, обычай набирать воду , когда нет рядом священнослужителя, в ночь с 18 на 19 (по н.ст.)./ с 5 на 6 (по ст.ст.), он как я понимаю не возбраняется. И всё-же, о вопросе Святой воды с водосвятного молебна на Богоявлении. Ещё раз: это и есть АГИАСМА. То есть, после того, как я принёс ( нэма, на жаль!) домой, окропил жилище, должен поставить закрытый сосуд с Агиасмой пред (под) иконами и пользоваться ею в исключительных случаях. А какую-же тогда воду принято вкушать по утрам для освящения человека? И какой водой разбавляют простую для не допускания умаления оной? Я не тяжёлые вопросы задаю?

о. Андрей: Георгий, Львов пишет: И всё-же, о вопросе Святой воды с водосвятного молебна на Богоявлении. Ещё раз: это и есть АГИАСМА. То есть, после того, как я принёс ( нэма, на жаль!) домой, окропил жилище, должен поставить закрытый сосуд с Агиасмой пред (под) иконами и пользоваться ею в исключительных случаях. А какую-же тогда воду принято вкушать по утрам для освящения человека? И какой водой разбавляют простую для не допускания умаления оной? Если ты набрал такую воду самостоятельно от источника и над ней не совершалось Великое освящение от священника, то можешь ее и хранить. Но, все-таки оную лишь для воспоминания Крещения Господня набирают. Поэтому я бы рекомендовал для бытового использования применять, все-таки, воду августовского освящения. Пусть отец Евгений или осветит ее у вас, когда приедет следующий раз, или с собой готовую привезет. Освящать воду августовским чином можно в любой день. Георгий, Львов пишет: Я не тяжёлые вопросы задаю? Нет, тяжелые вопросы были у Фомы Аквинского: была у Адама дефекация в Раю или не была и чем все это пахло или не пахло? - "Некоторые говорят, что в состоянии невинности человек не потреблял пищи больше, чем нужно, так что не было ничего лишнего. Так, однако, неразумно предполагать, так как это означало бы, что и фекалий не было. Таким образом, была нужда в выделении лишнего, но она так была устроена Богом, что не была неподобающей" (Сумма теологии. I. Вопрос 97,4).

Георгий, Львов: Гм-гм...

Георгий, Львов: Наразі -- дякую!!!

Николай: Г. Чистяков. ВЕЛИКАЯ СВЯТЫНЯ. - О БОГОЯВЛЕНСКОЙ ВОДЕ. ВЕЛИКАЯ СВЯТЫНЯ. БОГОЯВЛЕНСКАЯ ВОДА В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ И СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ Освящение Богоявленской воды. 70 лет господства безбожной власти не могли не сказаться на уровне церковных знаний и образовательном уровне верующих. Многие церковные истины, благочестивые обычаи и отеческие предания, к сожалению, стали забываться. Так, например, се-годня не все ясно понимают, что считать водой Великого освяще-ния. То ли это вода, освящённая в навечерие праздника, то ли вода, освящённая утром. Некоторые полагают, что есть 3 вида святой воды. По их мнению, наивысшей степенью освящения об-ладает вода, освящённая в навечерие Богоявления. Эту воду мож-но использовать только в течение 3 часов после чина водоосвяще-ния. Однако хранить и пить её больше нельзя. Второй степенью освящения, по их мнению, обладает вода, освящённая в сам день Богоявления. Эту воду можно хранить и потреблять в течение всего следующего года. Третьей степенью святости обладает вода, освящённая во время обычного водосвятного молебна. Мнения эти, к сожалению, не соответствуют ни древнехрис-тианским, ни древнерусским, ни старообрядческим традициям. Исчерпывающий ответ на эту тему мы можем найти в многочис-ленной дореволюционной старообрядческой литературе. Здесь уместно привести отрывок из журнала «Златоструй» за 1912 г., этот же ответ перепечатан в журнале «Духовные ответы» за 1997 г. и некоторых других изданиях: «Сколько раз освящается вода на Богоявленские праздники, и как хранить её в течение года? Большая вода — богоявленская — освящается один раз 5 янва-ря, и о ней-то и сказано, чтобы по прошествии 3 часов (дальнего ради расстояния, по прибытии — ещё одного часа), хранить её «опасно» — то есть осторожно, соблюдать сохранно, как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовно-го отца, вместо причастия. По освящении воды всякий христиа-нин имеет право кропить в своем дворе в течение 3 часов, а «дальняго ради разстояния», то есть если кому надо ехать домой за десят-ки, а иногда и сотни вёрст, то, по приезде на место, можно кро-пить свой двор в течение часа. Если же сказано в «Церковном оке», что «единажды, токмо с вечера освящати воду», то далее, в том же «Церковном оке» сказано, что списатель этой книги не знает, от-куда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, «да просветят и нас», то есть тех, кто писал это рассуждение. Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 6 января, а только писавший это замечание не знал причины, поче-му это надо совершать. Причину же такого обычая мы находим в объяснении преподобного Максима Грека, который так говорит об этом. При патриархе греческом Фотии ещё существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. Каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костер и пере-прыгивали его, так как некоторые новообращенные в христиан-ство придерживались языческих суеверий и верили, что это пере-скакивание очищает человека и даёт ему здоровье на месяц. Чтобы уничтожить такой языческий обычай, патр. Фотий сделал распо-ряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новооб-ращённых от их языческого обычая. Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце, вместо первого числа, совершать освяще-ние воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенно-го по уставу освящения большой воды накануне Богоявления, то есть 5 января. Таким образом установлен был обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 6 числа, и 2 февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сретения Господня. От-сюда ясно, что 5 января освящается большая вода, а вода, освя-щённая 6 января имеет силу ту же, что и вода, освящённая пер-вого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуж-дению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недо-стойным принимать Святые Тайны. Погрешают поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся её пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправиль-ный взгляд существует во многих местностях среди наших христи-ан, и они, вместо того, чтобы благоговейно хранить святыню, предпочитают избавить себя от забот по её сохранности и выпи-вают эту святую воду в тот же день». Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды — «Вели-кой Агиасмы» имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других. Име-ется также немало исторических свидетельств того, что на Руси христиане хранили воду, освящённую именно в навечерие Бого-явления. Более того, до XII в. в русской церкви вообще отсут-ствовал обычай второго освящения воды на утро Богоявления. Этот обычай прижился лишь после того, как в церквях получил распространение Иерусалимский богослужебный устав.

о. Андрей: Николай пишет: Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 6 января, а только писавший это замечание не знал причины, поче-му это надо совершать.Устав-то как раз не предусматривает, точнее древние уставы, о чем и в Оке сказано. Николай пишет: При патриархе греческом Фотии ещё существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. Каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костер и пере-прыгивали его, так как некоторые новообращенные в христиан-ство придерживались языческих суеверий и верили, что это пере-скакивание очищает человека и даёт ему здоровье на месяц. Чтобы уничтожить такой языческий обычай, патр. Фотий сделал распо-ряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новооб-ращённых от их языческого обычая. Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце, вместо первого числа, совершать освяще-ние воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенно-го по уставу освящения большой воды накануне Богоявления, то есть 5 января. Таким образом установлен был обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 6 числа, и 2 февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сретения Господня. От-сюда ясно, что 5 января освящается большая вода, а вода, освя-щённая 6 января имеет силу ту же, что и вода, освящённая пер-вого августа.Так если силу имеет, что и августовская вода и обычай установлен Фотием "августовский" (освящение в первый день месяца), то и освящать, если уж решили, то необходимо по августовскому чину, а не аналогичным вечернему.

Jora: о. Андрей пишет: не аналогичным вечернему. А вот у нас на Кубани как раз - аналогичо вечернему, 1 в 1. А ведь предписано молебен с каноном и катавасиями, и на нем освящение.

о. Андрей: Не один в один, вторая молитва освящения утром не читается, но внешне отличий действительно не будет. А дискуссия старая.

Jora: о. Андрей пишет: дискуссия старая. С бородой, по-нашему



полная версия страницы