Форум » Богослужебный устав » Масло и поклоны в среду и пяток » Ответить

Масло и поклоны в среду и пяток

Димитрий Н.Б.: Уже который раз сбиваюсь с толку: почему сег.день (29 окт./11 нояб.) во всех календарях (в т.ч.РДЦ) указана пища с маслом? По общему правилу, масло в среду и пяток разрешено, если полилеос. Да, в числе сегодня - преставление прп.отца нашего Авраамия архим. Ростовского (полилеос). Но ведь служат-то ему отнюдь не везде! В большинстве приходов, я уверен, служба вселенским - прмц.Анастасии и прп.Авраамия затворнику. То есть никакого полилеоса. И что же - тако молящимся всё равно масло можно?...Было бы понятно, если бы пояснялось: "аще молимся полилеос, то с маслом" - но ведь нет такой оговорки! И в календарях, и в уставе домашней молитвы - указано с маслом и всё! Вместе с этим и вопрос о поклонах увязан. Если полилеос - входные/исходные в пояс. Так, поморский календарь, в котором на каждый день есть указания о поклонах, на сегодня тоже предписывает в пояс - т.е. подразумевает полилеос. Ту же картину можно проследить и в другие среды и пятки: если в числе идёт полилеосный святой - пища с маслом, поклоны в пояс... Но ведь мы знаем, что почти во всех таких случаях данный святой - не "основной". Первыми идут вселенские святые, которым служба простая, максимум шестерик. И служат почти всегда именно им, а не полилеосному. Однако календари всё равно предписывают: "...с маслом, ... в пояс" - без всяких оговорок. Почему так? Раньше я всегда считал, что каждому своё - кто какую службу молился, тот так и кланяется, так и ест. Допустим, если сегодня Анастасии и Авраамию-затворнику - то кланяешься в землю и ешь без масла, если Авраамию-архимандриту - соответственно, в пояс; с маслом. Но поговорил сегодня с часовенными по телефону, поинтересовался - полилеос они не молились, но ели с маслом. "В уставе так указано". И я опять запутался. Как же правильно? Что скажут по этому поводу в РДЦ?

Ответов - 3

о. Андрей: В идеале правильным является Ваше понимание. Устав на пищу привязан, безусловно, к характеру и значимости прилучившегося святого. Но уже по умолчанию сложилась общая всем традиция подходить к уставу о пище формально. Впрочем, почитание святого или праздника может выражаться по-разному, в том числе и ослаблением поста. То есть служба совершается вселенскому святому, а послаблением в пище почитается русский святой. Хотя конечно же было бы замечательно все вернуть так, как это было до раскола, имею в виду, давать преимущество русским святым - именно им совершать службу. Все-таки у нас ведь национальная Церковь. Тогда и недоумений бы не возникало относительно устава на пищу.

Димитрий Н.Б.: о. Андрей пишет: Впрочем, почитание святого или праздника может выражаться по-разному, в том числе и ослаблением поста. То есть служба совершается вселенскому святому, а послаблением в пище почитается русский святой. Ловко . Да, в основном я так и вижу. Полилеос молиться нам неохота, а вот маслицем святого мы почтим. Заодно, наверное, можно и формой поклонов почтить: хоть мы вселенским молимся - три стихеры, канон на 4 - но всё ж полилеосного-то на отпусте поминаем, так что поклоны в пояс сделаем о. Андрей пишет: отя конечно же было бы замечательно все вернуть так, как это было до раскола, имею в виду, давать преимущество русским святым - именно им совершать службу. А что, так до раскола было? Не знал.

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: Ловко Ну так Димитрий Н.Б. пишет: А что, так до раскола было? Не знал. Ну, я тоже не очевидец. Просто принимая во внимание психологию русских, думаю, что было именно так. Ведь эти службы учреждала сама Русская Церковь, сознательно устанавливала бдение и полиелеос, не думаю, что потом это все оставалось без внимания. Да и ведь суть службы в том, чтобы христиане назидались примером жизни себе подобных, а близкие по культуре, языку подобны более нежели жившие где-то за морями. Простейший пример, когда упомянешь о греческих святых с их постами, то в ответ услышишь отговорки о климате, изобилии растительной пищи и прочем подобном, но когда приводится пример человека жившего в таких же природных и культурных условиях, что и мы, то возразить куда сложнее и прежде всего самому себе. Обилие святых на родной земле понуждает к духовному труду более, нежели жития заморских подвижников, далеких, чуть не сказочных. Но к сожалению, такое трепетное отношение сохранилось, наверное, лишь к прп. Сергию Радонежскому. Русская Церковь очень обеднена в настоящее время. Причем совершенно без причины. Нет никаких препятствий сделать хотя бы чередование: один год давать преимущество заграничным святым, второй - русским.




полная версия страницы