Форум » Богослужебный устав » Кондак гласу » Ответить

Кондак гласу

Jora: Скажу сразу, я только недавно вникаю в тему, и заранее прошу прощения, если кого, м.б., обижу напором. Уже не первый год возникает вопрос по поводу указаний по вставке воскресного кондака в службе с попразднеством или двунадесятым Праздником – вопреки Оку. Вот, в минувшее воскресенье. На канонах Око предписывает совсем опускать кондак гласу + икос (как компромисс, обычно в подобных случаях в предыдущие годы ставили их по 3-й песни), а в этот раз написано: по 6-й, тогда как Око чётко пишет: по 6-й песни канона кондак + икос попразднеству (что совершенно логично, т.к. «единогосподственно есть»). Понятно, что если бы не попразднество, кондак и икос гласу были бы на своём законном месте, по 6-й песни. Они там и читаются большую часть года. Та же самая картина с кондаками в минувшую неделю. По Уставу ясно сказано, что и на 1-м, и на последующих часах кондак попразднеству «непременно», не меняя, т.е., а в указаниях почему-то написано – чередуем. В минувшем, кажется, году, отдание Крестовоздвижения было в воскресенье. На отдание, естественно, приоритет отдаётся празднику. Так и тогда почему-то было написано менять на часах кондаки. Логически рассуждая: Устав, как видно из многих указаний (о тропарях и кондаках особенно), избегает наслаивания темы на тему, чтобы не было «масла масляного». Это видно и на примере праздников Преображения и Воздвижения Креста Господня. Об обоих праздниках сказано, что, «аще прилучится в неделю», вся воскресная служба опускается полностью (и Честнейшую не поем безусловно). Можем предположить, что потому, что оба праздника достаточно содержат положительной, т.с., информации о теме Креста и Воскресения Христова (кстати, и виноград, видимо, отсюда же вытекает), и нет необходимости дублировать и сдваивать смежные богословские темы. Так думаю, пытаясь понять логику Отцов. Буду рад услышать другие мнения. Да и другие подвижные Господские и Богородичные праздники тоже напрямую относятся к Божьему Домостроительству, и тоже в попразднество логично читать кондаки по 6-й песни и на часах только празднику, как и предписано в Церковном Оке. Мелочи, м.б., но, мне кажется, дело принципа, если мы староверы – следовать древнему Преданию. Простите Христа ради. Попробую ещё позвонить давнему уставщику Казакову Василию Севостьяновичу, проконсультироваться…

Ответов - 4

о. Андрей: В указаниях действительно встречаются описки. Указания отнюдь не безупречны. Поэтому уже какой год говорим о том, чтобы, наткнувшись на ошибку или сомнительное место в Указаниях, помечать его и передавать составителям и в Богослужебную комиссию. Применительно к воскресным кондакам нужно еще иметь в виду, что Око их вообще не упоминает и чтение их соответственно не регламентирует. Они переведены были лишь в середине 17 века и указ об их применении в Шестодневе. А логика - дело спорное. Мне, например, кажется, что логично по 6-й песне читать тому, кому преимущество, а преимущество в попразднество воскресному дню...

Jora: о. Андрей пишет: Мне, например, кажется, что логично по 6-й песне читать тому, кому преимущество, Именно! о. Андрей пишет: а преимущество в попразднество воскресному дню... Спорно... Особенно ежели отдание.

Jora: Забыл сразу добавить, что считаю весьма нелёгким труд составления указаний, и земно кланяюсь человеку, несущему это послушание, спаси его Христос!


Jora: Небезынтересная полемика: click here



полная версия страницы