Форум » Богослужебный устав » Есть ли где то устав.. » Ответить

Есть ли где то устав..

FID: Есть ли где то устав чтения Евангелия, пред гробом усопшего архиерея или священника? (есть нет конкретного устава, то какие имеются обычаи) Евангелие читается перед гробом епископа, а в случае смерти священника или диакона, все тоже? После погребения мирян, имеется традиция раздавать молиться Псалтырь, в случае со священнослужителями читают Псалтырь или все тоже Евангелие? Буду рад ответам!

Ответов - 8

о. Андрей: На самом деле Евангелие положено читать еще над живым архиереем до исхода его души из тела. Почему над еще живым, но умирающим? Чтобы он умирал в размышлениях о том, чему должен был служить всю свою жизнь. Чтобы смерть его освящалась Словом Божиим, как и жизнь его. А над умершим архиереем Евангелие читается, если время есть: http://sobornik.ru/text/simeon/pict/0671.gif Симеон Салунский, достаточно подробно описывает устав чтения Псалтыря по усопшим, а о чтении Евангелия ограничивается лишь упоминанием того, что оно читается. Из чего видно, что никакого особого устава чтения не существует, особенно, если принять во внимание, что он читается и над живым, и над мертвым, а ведь живой может стать мертвым в процессе чтения…

о. Андрей: FID пишет: Евангелие читается перед гробом епископа, а в случае смерти священника или диакона, все тоже? У никониан читается и над священником, но не над диаконом. Блаженный же Симеон пишет, что Евангелие нужно читать над всяким священным, то есть и над диаконом.

о. Андрей: FID пишет: После погребения мирян, имеется традиция раздавать молиться Псалтырь, в случае со священнослужителями читают Псалтырь или все тоже Евангелие? По всякому умершему положено читать псалтырь: "когда выносите почивших, то провожайте их с псалмопением, если они верующие о Господе" "(Апостольские постановления, Кн.6:30) Полагаю, что и по епископу тоже было бы неплохо читать псалтырь, учитывая, что кроме сана у него был еще и монашеский постриг. По попу-бельцу или диакону чтение псалтыря еще более уместно, ибо диакона хоронят по чину мирского погребения. Также долгое время хоронили и белых священнослужителей, а священноиноков по простому иноческому чину. Соответственно, и поминовение для них сходно.


FID: о. Андрей пишет: Также долгое время хоронили и белых священнослужителей По мирскому чину? А кроме как в Большем Потребнике, где есть описание священнического погребения?

о. Андрей: FID пишет: По мирскому чину? Да. FID пишет: А кроме как в Большем Потребнике, где есть описание священнического погребения? Насколько я знаю, кроме Потребника, более нигде.

FID: о. Андрей пишет: Также долгое время хоронили и белых священнослужителей о. Андрей пишет: По мирскому чину? До какого времени было так? И что повлияло, или кто, что все изменилось к настоящей форме?

Алексий: Чин отпевания священников 1. История чина Современный чин священнического погребения вошел в нашу богослужебную практику только со времени патриарха Никона. Впервые он был напечатан в Требнике 1658 года (л. 402—476). До этого времени умерших иереев отпевали особым, довольно необычным по своему составу чину. Со второй половины XV века сначала в греческих Евхологиях стали появляться особые чины иерейского отпевания. В памятниках более раннего времени имеются только отдельные молитвы «над скончавшимся иереем». Подобное же явление наблюдается и в памятниках Русской Церкви. С начала XV века появляется даже «чин егда поп преставится». Греческие богослужебные последования XV века уже содержат специальные чины для погребения священников. Вот составные части их, которые вошли и в наш древнерусский чин иерейского погребения. Одр с мощами иерея поставлялся посреди храма и начиналось последование, по всей структуре приближающееся к чину утрени. После обычного начала и чтения предначинательных молитв следовал возглас утрени «Слава Святей» и читалось шестопсалмие. Составные части погребения располагались применительно к порядку утреннего богослужения пятка. Между различными песнопениями и молитвами на протяжении всего чина полагалось 16 апостольских и евангельских чтений. После восьми гласов со стихирами преподобных Иоанна Дамаскина и Феофана. За каждым антифоном опять следовало чтение Апостола и Евангелия. По прочтении двенадцатого Евангелия заканчивалось пение антифонов и продолжалось пение одних заупокойных стихир. После тринадцатого Евангелия исполнялись икосы Романа Сладкопевца с припевом «Аллилуиа». Икосы сменялись «Блаженными», после которых читались четырнадцатые Апостол и Евангелие. Потом совершалась Литургия. По заамвонной молитве происходило целование умершего, при пении стихир на последнее целование: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему». После прощания с умершим читались в пятнадцатый раз Апостол и Евангелие, после чего умершего при пении «Святый Боже...» несли к месту погребения. При засыпании могилы землей пели ирмосы Великого канона и особые тропари. В шестнадцатый раз читали Апостол и Евангелие, когда могила засыпана, и следовала шестнадцатая молитва (заключительная). Чин заканчивался отпустом, провозглашением вечной памяти и поклонами за умершего. В XVI веке чин иерейского погребения состоит на Востоке уже из восьми частей. В него входят «утреня, вся псалтирь и непорочны». Далее следует отпевание, начинающееся пением антифонов всех восьми гласов со стихирами. И наш древнерусский чин погребения иереев распадался на восемь частей, в каждой части была особая молитва. В начале XVII века существовало мнение, что чин погребения иереев редактирован болгарским попом Еремеем. Требник каждого Евангелия следовала заупокойная ектения и потом молитва. Первое чтение из Апостола и Евангелия начиналось после тропарей по великой ектении, второе после первой «Славы» 17 кафизмы, третье — по второй «Славе», четвертая — после следовавших за третьей «Славой» кафизмы, седальнов и тропарей: «Благословен еси Господи». Вместо канона пели антифоны всех 1639 года патриарха Московского Иоасафа повелевал чин этого погребения считать еретическим и «погребати священники мирским погребением и никто же о сем да соблазнится». Петр Могила в своем требнике 1646года помещает уже другой чин священнического погребения, заимствованный из венецианских Евхологиев. Это тот чин, который содержит и наша современная практика. Чин отпевания священников Требника Петра Могилы предваряется извлечением из определений Киевского собора 1640 года о погребении священников непременно соборне и распределение сорокоуста по них между всеми церквами того благочиния, в котором служил умерший. Сам чин несколько короче современного. Предубеждения против чина священнического погребения существовали на Руси до 1651 года. В изданном в этом году при патриархе Иосифе Требнике этот чин снова помещен и держался в богослужебной практике до патриарха Никона. В Требнике 1658 года указанный чин заменен другим чином, заимствованным из венецианских печатных греческих книг и существует до сих пор. http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nefedov_tainstva_i_obryady_10-all.shtml Кратко так. Детали следует смотреть по рукописным памятникам.

Алексий: В памятниках более раннего времени имеются только отдельные молитвы «над скончавшимся иереем». Вот, например, здесь: http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=225 Служебник и Требник, полууст., ХVІ века, в четверть, 208 листов. л. 157. Молитва над умершим попом.



полная версия страницы