Форум » Богослужебный устав » Сравнил два текста » Ответить

Сравнил два текста

Сергiй: Бегло пробежал по текстам канонов на Павечернице, 4-го гласа. С годами в понедельник вечером стало казаться, что я этот текст не просто читал, а именно недавно читал. Сегодня терпению настал конец: я положил перед собой Октай, а на мониторе открыл файл Pdf. И вот что из этого вышло: В субботу на Павечернице поминаются агаряне и сегодня, в понедельник... Тропари с ними практически наизусть знаю. Субботний канон смотрел в книге, на экране просматривал понедельничный. Текст оказался более идентичным, чем я даже подозревал. Ну, разумеется, малые разночтения (слово, например, иначе перевели) встречаются, но сразу заметно, что это - один текст, а не разные. Все богородичны с 1 по 6 песнь отличаются (то есть субботние и понедельничные совсем не совпадают), в 7-й песни совпадают и богородичны с разницей "напасти / помыслы". В 8-й песни переставили местами: субботняя слава - на и ныне понедельника, и ныне субботы - слава понедельничная. В 9-й песни - полное совпадение. Седальны по 6-й песни различны. Теперь можно спать спокойно, выяснил.

Ответов - 23

о. Андрей: Сергiй пишет: Теперь можно спать спокойно, выяснил. Спи спокойно, дорогой товарищ.

Димитрий Н.Б.: А если, к примеру, нету Октая, в наличии только Шестоднев, допустимо ли в понедельник 4 гл. на Павечернице читать субботний канон? Раз они столь схожи? Или всё же предпочтительней читать тот, что в понедельник наряду в Шестодневе? (там идёт 2-го гласа). Несовпадение субботних и понедельничных богородичных - принципиальный момент?

Сергiй: Сложный Ваш вопрос. Если книг других нет, может, надо бы и по Уставу. Но сейчас Интернет просто завален как старопечатными, так и новопечатными текстами. Для издателей - большая печаль.


Сергiй: о. Андрей Холмик насыпал?

Прасковья: Да, какой холмик, Господь с тобою Сергий, давай бодрись - не спи!

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: А если, к примеру, нету Октая, в наличии только Шестоднев, допустимо ли в понедельник 4 гл. на Павечернице читать субботний канон? Раз они столь схожи? Или всё же предпочтительней читать тот, что в понедельник наряду в Шестодневе? (там идёт 2-го гласа). Несовпадение субботних и понедельничных богородичных - принципиальный момент? В Шестодневе в конце есть типовые службы на весь недельный круг, следовательно, раз они там есть, то их нужно и читать.

о. Андрей: Сергiй пишет: Холмик насыпал? Так у вас же в урнах почивають

Сергiй: о. Андрей пишет: В Шестодневе в конце есть типовые службы на весь недельный круг, следовательно, раз они там есть, то их нужно и читать. Я тоже склоняюсь к такому мнению при отсутствии полного Октая. Кстати, если посмотреть на распределение гласов в Цветной триоди в пасхальный период, то Шестоднев не покажется странным.

Сергiй: о. Андрей пишет: в урнах Нет, нет, это - по желанию. Мы еще по старинке.

Сергiй: Прасковья пишет: Да, какой холмик, Господь с тобою Сергий, давай бодрись - не спи! Да вот, ядущий хлебы моя, в храме Божии ходихом единомышлением... Холмик насыпал. А спать надо каждому, только ночью, разумеется.

Сергiй: Отченька, напомни мне в следующий раз, я расскажу, как слово "царь" и производные от него вымарывали из богослужебных книг в советское время. Два из этих примеров очень отчетливо сохранились в памяти.

о. Андрей: яя

Сергiй: Danke!

Сергiй: ядущий хлебы моя Подумал и решил исправить: ядущий хлебы конфеты и мандарины моя Исправленному верить.

Георгий, Львов: Сергiй пишет: ядущий хлебы конфеты и мандарины моя ...а вот мне в последний месяц врач категорически запретил есть хлеб и всякие мучніе изделия, дабы оправиться от болезни по причине тех же мучных производных бываемой у меня...

Георгий, Львов: Сергiй пишет: Отченька, напомни мне в следующий раз, я расскажу, как слово "царь" и производные от него вымарывали из богослужебных книг в советское время. так как быть нам быть (возвращаясь к старым "разномыслиям"): "победы ... на сопротивныя даруй", и проч. вкупе с "державою царствия"?! Раз уж опять о царе...

Сергiй: А это уж... как хотите. Иногда задаёшься вопросом: "Мне, что ль, больше всех надо? Да пусть посрамляются от еретиков и "пребывают в молчании", к ним от внешних, наверное, после этого толпы пойдут. И без того сплетен по Интернету - тьма тьмущая. Чтущий да разумеет.

Георгий, Львов: Вот тут (т.е. не "тут", а в "Общении форума...") раба Божия ... рассказала о том, что её сынок оделся своеобразно, входит к маменьке и говорит: "Я государь! Кланяйтесь!" Ну, народ повеселился и всё. А я задумался: может им родословную поднять?.. Кто знает, так и законного ... найти можно. А там -- и молитвы без споров и останутся. П.С. Когда я увлекался жизнью арх. Иоанна Максимовича (младшего) из РПЦЗ, то узнал, что он, служа в Бельгии после революции не позволял своим хористам опускать фразы о "благоверном царе" и проч.

Георгий, Львов: Вот тут ещё два текста -- так, если будет желание и время, для себя. Случайно нашёл этот сайт через львовских любителей знаменного пения. http://talk.canto.ru/?talk=topic.060630174337-Y5YIXI&page=9

о. Андрей: Георгий, Львов пишет: П.С. Когда я увлекался жизнью арх. Иоанна Максимовича (младшего) из РПЦЗ, то узнал, что он, служа в Бельгии после революции не позволял своим хористам опускать фразы о "благоверном царе" и проч. У него тогда еще была надежда на реставрацию Романовской монархии. В России же прежде всего "староцерковники" (будущие тихоновцы) отказались от поминовения царя. «Послание Св. синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви») 9 марта 1917 г. «Благодать вам и мир да умножится» (2 Петр. 1, 2). Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой госу-дарственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжелую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем вели-кие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения. [Подписи]: Смиренный Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский; Смиренный Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский; Смиренный Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский; Смиренный Тихон [Белавин], архиепископ Литовский; Смиренный Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский; Смиренный Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский; Смиренный Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский; Смиренный Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский; Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов» (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 75-75об. Машинопись. Под-линник). После отречения от престола Государя Николая II Александровича 2 марта 1917г. и отказа 3 марта Великого Князя Михаила Александровича воспринять верховную власть «до решения Учредительного собрания», 6 марта 1917 года Синод издал Определение № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.», в котором приказано: «Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских – в первый по получении сих актов день, а в сельских – в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы [Подписи]: Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский; Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский; Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский; Тихон [Белавин], архиепископ Литовский; Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский; Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский; Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский; Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский; Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов; Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский» (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 2 а. Машинопись. Подлин-ник).

Сергiй: многолетия Богохранимой Державе Российской С точки зрения церковно-славянского языка - полнейшая бессмыслица. Отчего эти русификации происходят? Да оттого, что люди не читают текстов, а просто их "слушают" или же, правильнее сказать, мимо ушей пропускают. Для того, чтобы мало-мальски начать ориентироваться в любом языке, надо несколько лет подряд читать одни и те же тексты. Тогда любое новшество будет вызывать отторжение несовместимостью с другими, часто встречающимися, словами. Вот, свежий пример, Пролог, 15 мая, о царевиче Димитрии. "... Сeй благоверныи царевичь Димитрiи, родися от благочестиваго корене царя Ивaнна содержaтеля русскiя земли, иже от Августа римскаго кесаря корене изшeдша. и царьствовавшу ему в пeрвом сте осморичныя тысящи лет, от созданiя мира, и довольна лета жившу, и скипетры великаго государьства державшу."

Сергiй: Георгий, Львов пишет: то узнал, что он, служа в Бельгии после революции не позволял своим хористам опускать фразы о "благоверном царе" и проч. Не знаю, как в Бельгии, а изданный в 1923 г. в Польше молитвослов выдает "победы благоверным на сопротивныя даруя". При первом прочтении я тут же остановился, поразмыслил, крамолы не обнаружил, стал употреблять. Эта форма сокращения/замены - самая нейтральная, ибо "православным христианам" хоть и хороша, но... меняет смысл тропаря, который написан под василевса (правителя), а не под всех христиан вообще. Советский "патриотизм" надо из себя изживать, как некую страшную заразу, как некий сильный яд.

о. Андрей: Сергiй пишет: Советский "патриотизм" надо из себя изживать, как некую страшную заразу, как некий сильный яд. ja ja



полная версия страницы