Форум » Богослужебный устав » Отпуст в попразднество » Ответить

Отпуст в попразднество

Димитрий Н.Б.: Какой отпуст положено говорить в дни попразднества? Праздничный или обычный дневной? Например, завтра: пяток, при етом попразднество Успения. Какой будет отпуст на вечерне, утрене и часах? "...Молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Успения, и святых славных и всехвальных апостол, и святых мученик Флора и Лавра, и всех святых..." - так? Или же обычный пятничный: "...силою честнаго и животворящего Креста"? Думаю, что второе вряд ли, поскольку Октай в попразднество не используем. Мне как-то уже разъясняли сей вопрос, да позабыл я.

Ответов - 6

о. Андрей: До раскола этот вопрос, видимо, не был четко регламентирован уставом. По крайней мере в Типиконе я не встречал четких указаний. В некоторых дораскольных служебниках есть указания о том, что в попразднества Господских праздников отпуст говорится празднику. После раскола этот вопрос более регламентировался. В сам Двунадесятый праздник говорится праздничный отпуст без упоминания дня и дневных святых, а в попразднества отпуст говорится с упоминанием дня и дневных святых.

Димитрий Н.Б.: о. Андрей пишет: В некоторых дораскольных служебниках есть указания о том, что в попразднества Господских праздников отпуст говорится празднику. Думаю, так и нужно, ибо сие логично - кому на службе молимся, тому и отпуст. Поинтересовался у двух наших единоверческих попов - да, они говорят празднику с упоминанием дневных святых. Отец Антоний осташовский говорит, что и белокриницкие так делают. Правда, одно обстоятельство сеет сомнение: в день празднования Нерукотворенного Образа в отпусте нет упоминания об Успении - "молитв ради Пречистыя Ти Матере" - и всё (так в Уставе о домашней молитве, Ока под рукой нет). А вот белокриницкий о.Александр Панкратов в своих уставных указаниях в сем отпусте упоминание Успения прописал. То ли он где то вычитал, то ли сам "по логике" вставил - не вем. о. Андрей пишет: в попразднества отпуст говорится с упоминанием дня Так менее "логично" Получается, отпуст отрывается от всей прошедшей службы и становится "вещью в себе": сегодня, например, служили-то Успению, а не Кресту.

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: а не Кресту. А это и есть исключение В среду и в пяток Крест на отпусте не упоминается. Да и служебник указывает читать в попразднества праздничный отпуст лишь Господским праздникам, не упоминая о Богородичных, так, кстати, и у Арсекния Уральского, откуда же сейчас белокриницкие иное взяли аз не вем.


Jora: lawyer пишет: "отпуст"? Молитвословие, произносимое священником, повернувшись на запад (или мирянином, перед иконами) в конце определённых частей службы. ОтпУст, от слова "пусто", т.е., вскоре после него в храме становилось пусто. Кратко примерно так.

о. Андрей: Jora пишет: ОтпУст, от слова "пусто", т.е., вскоре после него в храме становилось пусто. Небольшая поправка. Отпуст скорее от слова "отпускать". Это вполне согласуется с греческим словом ἀπόλυσις, которое было некогда переведено на славянский как отпуст.

Jora: Может быть. Мне просто вспомнились мясопуст и сыропуст



полная версия страницы