Форум » Каноническое право » О скверне » Ответить

О скверне

Димитрий Н.Б.: В 2010 году прот.Георгий Крылов (РПЦ) опубликовал статью click here"Понятие "скверна" ("погань") в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве". Статья открывает много интересного, но, конечно, тезисы небезспорны. Воздержание от определенных видов пищи, от определённых бытовых действий из-за их "скверной природы" - с одной стороны, "в етом что-то есть", а с другой, всё-таки видится противоречие со словами Писания, хотя бы с сегодняшним апостольским чтением: [quote] ...Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому? [/quote] Вроде бы ясно, да всё же какие-то сомнения остаются... Поэтому я до сих пор пребываю в раздумиях, как тут к чему относиться. Насколько я знаю, внимание к "скверне" больше свойственно безпоповцам, но и у поповцев (и у нас тоже) какие-то отдельные моменты присутствуют. Например, у нас строго следят за тем, чтобы не оставлять открытую посуду - так, если по недосмотру чашку с водой оставят без крышки и она так какое-то время простоит - воду ету никто пить не станет, выльют; требуется любой сосуд с водой, пищей накрывать чем-нибудь, с молитвой... Есть и другие моменты. А как к подобным вещам относятся в РДЦ? В статья о.Георгий приводит пример: [quote] Отец Георгий рассказал мне историю, которая произошла в одном беспоповском приходе на Кавказе, который отличался особой консервативностью. В девяностых годах прошлого века на этот приход был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник (в этот период, по мнению липован, совершалось много поспешных хиротоний неготовых кандидатов, т.к. начался процесс отдачи государством храмов и возникла острая нужда в священниках[15]). Он понравился прихожанам, что имеет принципиальное значение, поскольку у староверов сохранилась средневековая традиция выборного духовенства, и в случае, если священник присылается извне митрополией, приход имеет полное право не принять его. Священник поначалу «прижился», но потом был резко отвергнут и уехал. Причиной этого стало незнание им правил и традиций отношения к скверне. Священник ходил мыться в баню к прихожанам. Хозяева традиционно готовили в предбаннике кувшин с водой для омовения. Стали замечать, что после батюшки кувшин остается полным. Проследили, что священник не пользуется этим кувшином и не омывается после бани – остается поганым, что сразу стало причиной неприятия священника: ему сказали, чтобы он уезжал (для староверов традиционно лучше остаться без попа – принятие недостойного считается сродни кощунству). [/quote] Как я понимаю, речь идёт о ваших христианах ("беспоповский приход" - это, наверное, ошибка, видимо должно было быть "беглопоповский", раз Новозыбковская митрополия). Есть ли в РДЦ "официальная" точка зрения на данную тему?

Ответов - 118, стр: 1 2 3 All

Сергiй: о. Андрей пишет: (вспомните, как они обожрались перепелами, что даже захлебнулись своей блевотиной) Да нет, с перепелами они манну небесную - хлеб ангельский отвергли. Там иной смысл гнева.

Валентиныч: Сергiй пишет: Одинок или одичал? Как понимать? Одичал от одиночества (диалект, костромское)

андрей ю.: о. Андрей Идея же повтора запретов Вторазакония для христиан неоднократно всплывала в церковной истории, но отвергалась, ибо была очевидным иудейским влиянием. Об этом у апостола еще читаем: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих... употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением" (1Тим.4:1-4). Опять значит происки евреев


Сергiй: Никак опять в кране всю воду выпили? На самом деле греки и иные народы страдают чревоугодием ничуть не меньше.

о. Андрей: Сергiй пишет: Да нет, с перепелами они манну небесную - хлеб ангельский отвергли. Там иной смысл гнева. Так я не о гневе, а о ненасытности самого народа. Сергiй пишет: На самом деле греки и иные народы страдают чревоугодием ничуть не меньше. Может быть и больше, но завет тогда был с евреями заключен и ограничения на пищу исключительно их касались. андрей ю. пишет: Опять значит происки евреев А Вы вспомните, какая ересь на Руси получила широкое распространение среди высшего духовенства. Большое влияние оказала и Печатная Библия. Толкований на нее русские до раскола не имели и, видимо, воспринимали комплексно. А между тем, следует разделять нравственный закон и ритуальный. Ритуальный полностью отменен и запрещен.

о. Андрей: Православное понимание данного вопроса всецело выражено в 86-м правиле св. Василия Великого: Изрядным енкратитам (воздержникам) на важное их возражение: для чего и мы не все ядим, да ответствуется сие: яко и извержениями нашими гнушаемся. Ибо по достоинству для нас и зелие травное есть тоже, что мясо, а в рассуждении пользы, как в зелии отделяем вредное от здраваго, тако и в мясе различаем вредное от полезнаго. Ибо и болиголов есть зелие, и мясо ястреба есть мясо, но никто в здравом уие не будет ясти белену, ниже прикоснется песиему мясу, разве в великой нужде. Посему ядший не сделал беззакония. Вальсамон. Енкратиты, якобы ревнители воздержания, гнушались мясоядения, и слыша, что они поступают неправильно, возражали православным, что и вы гнушаетесь некоторых из снедей, почему и воздерживаетесь от них. Итак, святый говорит на это, что мы гнушаемся и своих извержений хотя они происходят из существа нашей плоти; а извержения суть – моча, испражнения, пот, жидкости, выходящие чрез рот и нос, и все подобное. Итак, мы как отвращаемся от этого, так не принимаем и некоторых из снедей. Ибо все мяса для нас тоже, что зелья травные, по словам: яко зелие травное дах вам (Быт. 9, 3); но различая и отделяя вредное, мы пользуемся тем, что не вредит. К зелиям принадлежит – и болиголов и белена, но так как они вредны, то мы избегаем их; равным образом к мясам принадлежит и мясо ястреба и мясо собаки, но никто не станет есть собачьего мяса, разве только сильно голоден; и кто вкусит по нужде, не сделает беззакония. Синопсис. Как в зелиях, так и в мясах, мы различаем полезное от вредного. Болиголов – зелие и мясо ястреба – мясо; однако никто не будет есть белену и не прикоснется к псиному мясу, разве по нужде; почему тот, кто ел, не сделал беззакония. Славянская кормчая. От послания святого Василия к Амфилохию, правило 85-е. Яко же в зелиях, тако и в мясах, от вредного потребное избираем. Зелие есть, чемерь, мясо же, и гипие, или врание: но обаче ни зелия гипсова не может ясти, кто ум и мыи: ни песия мяса прикоснется, аще не велика нужда найдет. По нужди же яд кто, беззакония не сотворил есть.

Сергiй: о. Андрей пишет: Ритуальный полностью отменен и запрещен. Зато дополнен и возведен в особый ранг. И прельщает многих.

Jora: Сергiй пишет: Зато дополнен и возведен в особый ранг. О, да! О догматах так не спорят, как об скверне омовениях.

Сергiй: Ну вот, как и обещал, поругаюсь с любителями есть греческую скверну. Ветхий Завет говорите? Жидовство? Ага. А борода как? Не Ветхий Завет, не жидовство? Или устрицы с осьминогами - от Христа и апостолов? А вот апостол Петр отказался заколоть и есть. Представляю, какая гадость там ему была предложена. Но в той истории был не пищевой вопрос, а отношение к язычникам. Если ж говорить о снятии ограничений с язычников, то им (нам) заповедано воздерживаться от блуда, удавленины и крови. Тогда откуда ж такие пространные списки с выдрами и воронами? Я уж тогда лучше список из Второзакония предпочту (исключая всякую гадкую саранчу и включая прелестнейшую свинку). А теперь ругайтесь со мной, а то как-то скуШно.

о. Андрей: Сергiй пишет: Ветхий Завет говорите? Жидовство? Ага. А борода как? Не Ветхий Завет, не жидовство? Борода - это половой признак. Как апостол Павел сказал: не сама ли природа нас поучает? Бороду носил Адам, бороду носил Христос. Первый и Последний, соответственно, и мы. Сергiй пишет: устрицы с осьминогами - от Христа и апостолов? Христиане из иудеев соблюдали и старый закон. Апостольский Собор отменил иго для язычников. Поэтому апостолы совсем не показатель в данном вопросе, ибо они были евреи. Павел уже будучи апостолом на Синедрионе позиционировал себя, как фарисея. И не солгал в этом. А главу Иерусалимской общины св. ап. Иакова иудеи именовали праведным, ибо он более всех соблюдал Моисеев закон. Сергiй пишет: А вот апостол Петр отказался заколоть и есть. Представляю, какая гадость там ему была предложена. Но в той истории был не пищевой вопрос, а отношение к язычникам. Отказался, но получил за это не похвалу, а упрек: что Я освятил, ты нечистым не почитай. Господь показал, что если от Него запреты, то от Него и разрешения. Павел же - Христовы уста - сказал, что всякое творение есть благо, ибо освящается словом Божиим и молитвой. Св. Василий же поставил в этом вопросе точку, сказав от лица Церкви, что в еде разбираем не скверное от чистого, ибо все чисто для чистых, но полезное от вредного.

Сергiй: о. Андрей пишет: Отказался, но получил за это не похвалу, а упрек: что Я освятил, ты нечистым не почитай. Не соглашусь. Это прямое сравнение язычников с нечистыми животными. После этого видения явились посланники от Корнилия. Спускавшийся сосуд к пище не относится, это видно даже без толкования, из самого контекста. о. Андрей пишет: но полезное от вредного. Ну да, сопли есть (медуз всяких) - неужто польза?

Глеб: Сергiй что то мне тоже такая политика не нравится.

андрей ю.: Глеб что то мне тоже такая политика не нравится. Все дело в причине из за которой человек не ест что то. Например я тоже не ем что тут перечислялось, ты тоже. По факту мы делаем одно и то же. Но я не ем, потому что считаю не полезным, а ты (предположим) не ешь чтобы не осквернится. У нас спор только о мотивациях, а по факту мы поступаем одинаково. Может не по теме, но такой пример о мотивации. Все знают, что девство выше брачной жизни. И кто выбирает девство вместо брака - достоин чести. Однако те, которые стали удаляться от брака считая его за скверну, стали еретиками. По факту вроде одно и тоже (там и там девство), но из за неверной мотивации одни стали еретиками, а другие увенчаны Богом.

Валентиныч: Раньше, живя на воле, я и бобра едал. И чем мясо скверное? Ест он исключительно веточки и кору. Вот курица, не та что в клетке на птицефабрике, а настоящая, деревенская, ест все что ни поподя, и всякую гадость. Однако курятиной никто не брезгует.

о. Андрей: Сергiй пишет: Ну да, сопли есть (медуз всяких) - неужто польза? Все относительно. А свинина - польза? Она законом запрещена более всех других. Елиазар - учитель Макавеев, предпочел принять смерть, но не пожелал оскверниться вкушением свинины. У нас же на Руси всегда было веселье от едения свинины, как засвидетельствовал кн. Владимир. И в Номоканоне указано в Великий пост устриц есть, они на сопли не меньше медуз похожи. Глеб пишет: что то мне тоже такая политика не нравится. Да нет никакой политики Я же привел правило св. Василия Великого. Этого правила достаточно для руководства в данном вопросе.

Сергiй: Некоторые не едят что-либо по предписанию, а некоторые - по брезгливости или отсутствии обычая. Например, я не смог бы есть верблюжатину, конину, ослятину, медвежатину, выдру, бобра и прочее. Марокканцы мне верблюжатину очень хвалили, как, впрочем, и виноградных улиток. Собственно, в тех продуктах нет необходимости.

Сергiй: о. Андрей пишет: У нас же на Руси всегда было веселье от едения свинины, как засвидетельствовал кн. Владимир.

Сергiй: о. Андрей пишет: А свинина - польза? Еще какая! Самое вкусное мясо! Особенно, если дома кормлена.

Валентиныч: Петрович, ну почему ты бобра так не взлюбил? Он вкусный....

Сергiй: Валентиныч пишет: Раньше, живя на воле, я Как хорошо, что тебя с воли в город притащили! Не ешь всяку гадость.

Сергiй: Да нет, я его очень люблю. Хвостиком махнул и поплыл. Приятно наблюдать. Я тот комментарий раньше написал, чем твой прочел.

Валентиныч: А я опять на волю хочу, в пампасы!

Сергiй: о. Андрей пишет: Я же привел правило св. Василия Великого. Этого правила достаточно для руководства в данном вопросе. Да, но он же его не мог выдумать? Чем-то должен был руководствоваться! Кстати, он жил не у моря, наш был человек, континентальный. А вот прибрежные греки мне похвалялись, что рыбу едят только морскую. А готовить её они... не умеют. Поставят в духовку без соли, только лимонным соком польют. Невкусно.

Сергiй: о. Андрей пишет: И в Номоканоне указано в Великий пост устриц есть Ешьте. Только ко мне целоваться никто не подходи после устриц.

Валентиныч: о. Андрей пишет: И в Номоканоне указано в Великий пост устриц есть, они на сопли не меньше медуз похожи. Я бы ел, да денег мало.

Глеб: У меня видимо несколько факторов сдерживания. Кое что я не ем потому что запрещено, кое что потому что не по карману, кое что потому что желудок не принимает, кое что врачи запрещают. В итоге не заморачиваюсь едой, попил чаю с хлебом и доволен. )

о. Андрей: Валентиныч пишет: Я бы ел, да денег мало. Так и я не ем, я за "державу", так сказать Сергiй пишет: Ешьте. Только ко мне целоваться никто не подходи после устриц. Ясно, будем заедать устрицы свининкой Глеб пишет: В итоге не заморачиваюсь едой, попил чаю с хлебом и доволен. ) Вот это-то самое важное. Если есть - едим, а если нет, то и не взыскуем, по словеси Господню. У меня основная пища - гречневая каша в разных видах

Сергiй: А я многое по природной брезгливости, которая мне очень много в жизни помогала. Иначе могли б случиться непоправимые ошибки. Что касается кармана (большого и малого), то качество еды не от цены зависит.

Сергiй: о. Андрей пишет: Ясно, будем заедать устрицы свининкой Да Вас-то лично, сударь-батюшка, и с вустрицами и без вустриц, с хрюшкой и без таковой днем с огнем не сыщешь.

Сергiй: о. Андрей пишет: гречневая каша в разных видах А меня гречкой не кормил.

о. Андрей: Сергiй пишет: А меня гречкой не кормил. Тогда еще грекофилом не был

Глеб: Греча хорошее дело, но не дешевое надо сказать. (

Сергiй: А у нас это - импортный товар.

Глеб: Сергiй так у вас и зарплаты не в пример. Да и вообще Германии хватает денег выплачивать всем кому не лень, что им жалко гречи прикупить?

Сергiй: Глеб пишет: Сергiй, так у вас и зарплаты не в пример Ага! Приходи, поделюсь. Гречка бывает только в "русских" магазинах, местные в ней ничего не понимают, а своя гречка у них невкусная.

Глеб: Сергiй Зачем же? Я не шикую, мне много денег не надо. В гречке я тоже не петрю как и германцы, так , иногда отварю с молочком в прихлебку, но не часто. Более всего я люблю копченую рыбку и горячую жиденькую манную кашу.

Валентиныч: А я люблю борщ... И вустрицы люблю! Хоть и не ел никогда, а все равно лублу! Петрович, миленький! Съешь за меня хоть одну вустрицу! Запей шабли... Может мне по телепортационной связи из симпатии скус передастся. А то помру вот, вустрицу не емши.

о. Андрей: Глеб пишет: Греча хорошее дело, но не дешевое надо сказать. ( Ну всяко дешевле устриц и свинины

Сергiй: Валентиныч пишет: Съешь за меня хоть одну вустрицу! Не, и не проси. Я пойду лучше в Санкт-Андреас и любимым Маккавеям помолюсь.

Сергiй: Глеб пишет: иногда отварю с молочком в прихлебку С детства не люблю. Мне только с маслом. Это про гречку сказано "кашу маслом не испортишь". Азу по-татарски еще признаю, и всё. Олег Валентиныч! Умеешь азу делать? Вот это блюдо! Что там вустрицы!



полная версия страницы