Форум » Каноническое право » О скверне » Ответить

О скверне

Димитрий Н.Б.: В 2010 году прот.Георгий Крылов (РПЦ) опубликовал статью click here"Понятие "скверна" ("погань") в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве". Статья открывает много интересного, но, конечно, тезисы небезспорны. Воздержание от определенных видов пищи, от определённых бытовых действий из-за их "скверной природы" - с одной стороны, "в етом что-то есть", а с другой, всё-таки видится противоречие со словами Писания, хотя бы с сегодняшним апостольским чтением: [quote] ...Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому? [/quote] Вроде бы ясно, да всё же какие-то сомнения остаются... Поэтому я до сих пор пребываю в раздумиях, как тут к чему относиться. Насколько я знаю, внимание к "скверне" больше свойственно безпоповцам, но и у поповцев (и у нас тоже) какие-то отдельные моменты присутствуют. Например, у нас строго следят за тем, чтобы не оставлять открытую посуду - так, если по недосмотру чашку с водой оставят без крышки и она так какое-то время простоит - воду ету никто пить не станет, выльют; требуется любой сосуд с водой, пищей накрывать чем-нибудь, с молитвой... Есть и другие моменты. А как к подобным вещам относятся в РДЦ? В статья о.Георгий приводит пример: [quote] Отец Георгий рассказал мне историю, которая произошла в одном беспоповском приходе на Кавказе, который отличался особой консервативностью. В девяностых годах прошлого века на этот приход был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник (в этот период, по мнению липован, совершалось много поспешных хиротоний неготовых кандидатов, т.к. начался процесс отдачи государством храмов и возникла острая нужда в священниках[15]). Он понравился прихожанам, что имеет принципиальное значение, поскольку у староверов сохранилась средневековая традиция выборного духовенства, и в случае, если священник присылается извне митрополией, приход имеет полное право не принять его. Священник поначалу «прижился», но потом был резко отвергнут и уехал. Причиной этого стало незнание им правил и традиций отношения к скверне. Священник ходил мыться в баню к прихожанам. Хозяева традиционно готовили в предбаннике кувшин с водой для омовения. Стали замечать, что после батюшки кувшин остается полным. Проследили, что священник не пользуется этим кувшином и не омывается после бани – остается поганым, что сразу стало причиной неприятия священника: ему сказали, чтобы он уезжал (для староверов традиционно лучше остаться без попа – принятие недостойного считается сродни кощунству). [/quote] Как я понимаю, речь идёт о ваших христианах ("беспоповский приход" - это, наверное, ошибка, видимо должно было быть "беглопоповский", раз Новозыбковская митрополия). Есть ли в РДЦ "официальная" точка зрения на данную тему?

Ответов - 118, стр: 1 2 3 All

Валентиныч: Азу умею.

о. Андрей: Классическое азу по-татарски приготавливается из конины

Валентиныч: Стало быть я не классик... модернист


Валентиныч: А вот огурЭц в блюдЭ должОн быть классический! Бочковой!

простопоп Владимир: Как пост, так они про курятину, конятину, азу, фондю, шабли и устриц. Аж слюнки потекли.

Валентиныч: Таки про вустриц можно! Их аж в Великий Пост ели!

Сергiй: Валентиныч пишет: Азу умею. Я не сомневался. Иногда очень хочется. У нас так, как мне нравится, не получается. Мясо не то. о. Андрей пишет: Классическое азу по-татарски приготавливается из конины Пришел... и всё испортил. "Вы, маменька, папенька, помечтать не дали". ("Женитьба Бальзаминова в моей интерпретации). Валентиныч пишет: А вот огурЭц в блюдЭ должОн быть классический! Бочковой! Да ладно тебе, хоть бы уж из банки, только солёный. Валентиныч пишет: Таки про вустриц можно! Их аж в Великий Пост ели! Опять ты за своё? Давай, лучше вспомним, сколько десятков лет я... вишен не ел. Да, да, тут только черешня, а если вишни, то в компоте или в иной обработке.

Сергiй: Когда я в Москве был, мама никак не хотела понять, почему мне омлета не хочется, а вот капусты квашеной - хоть каждый день. Цените свою капусту, у нас нет такой.

Валентиныч: Дожили - у немцев капусты нет. Сармата, сосиски то хоть остались?

о. Андрей: Валентиныч пишет: Сармата Срамата

Валентиныч: И так тоже!

Сергiй: Вообще-то, срамота. А то получается, как в детской книжке сыски, фыфки или хыхки. Да есть капуста, только не солится. И соль иодированная. Мы раньше делали, а потом забросили.

Валентиныч: Петрович, а немцы капусту не квасят и не солят?

Сергiй: Квасят, только не по-нашему. А если ты про домашнюю, то, как мне кажется, соленьями-вареньями очень мало кто занимается. Мы иногда варим из свежезамороженных ягод.

Валентиныч: Сергiй пишет: Квасят, только не по-нашему. А как?

о. Андрей: Валентиныч пишет: А как? Как-как... У нас квасят водку, а у них квасят шнапс. Не по-нашему квасят...

Валентиныч: Понятно, рецептика от тебя, Петрович, не дождешься. А я вот подумал: раньше, в стародавние времена, я и колбасу конскую ел, а сейчас бы не стал - лошадку жалко. И если подумать, то и свинку жалко и говядинку, ну коровку из которой говядинку добывают тоже жалко. А вот вустрицу не жалко, разве нашу отечественную, которая квакает, то совсем немножко.

Валентиныч: о. Андрей пишет: У нас квасят водку, а у них квасят шнапс. Не по-нашему квасят...

Сергiй: о. Андрей, озорник!

Сергiй: Нет, здесь же капуста ко второму блюду идет, там и картошка, и колбаса... И всё в горячем виде. Я только магазинную знаю. Кислая или сильно кислая.

Сергiй: Валентиныч пишет: рецептика от тебя, Петрович, не дождешься Так если б знать, как, мне ж не жалко. А потом сравнивать Кулинарную величину с мелким любителем-подмастерьем, который, к тому же, и забыть всё успел, и навыки утратить... Но борщ еще, кажется, приготовить смогу.

Сергiй: Что-то вроде ЭТОГО, наверное

Сергiй: Еще кое-что посмотрел. Тут. Нет, это - не то, о чем я говорил. В моем случае её, кислющую, на сковородку на малое время к готовому подкладывают, то есть она тоже горячей получается, а не тушеной, как в тех случаях. И остается белой.

Валентиныч: Ага! Уксус они в капусту добавляют. У нас тоже такая мода пошла. Раньше то кусок ржаного хлеба для заквашивания добавляли.

Сергiй: Вот это, скорее всего.

Сергiй: Я люблю традиционно - без всего: капуста, морковка, соль и сахар.

Валентиныч: Вот когда я жил на воле у меня была бочка и я капусту в ней солил... бочку запаривал ветками можжевельника, вот это аромат!

Сергiй: А у меня можжевельник на балконе растет, надо бы в открытый грунт пересадить, жалко будет, если пропадет. Мы его из Крыма 10 лет назад привезли. Не само растение, а семена.

Сергiй: о. Андрей пишет: У нас квасят водку, а у них квасят шнапс. Кстати, раз уж зашла речь. Стоишь у кассы, ждешь своей очереди. Если на ленту выставляется вино - немцы, если водка - точно соотечественники.

Валентиныч: А шнапс?

Сергiй: Мне кажется, про него больше разговоров. Видишь ли, с распространением автомобильного движения, желаний выпить поубавилось, немцы хорошо набираются на Карнавал. Порасспроси у Андрея Петровича, как мы продирались сквозь толпы, чтобы попасть на вокзал. И дернуло же меня предложить прогуляться пешком! А если они на вечеринке или в гостях - общественный транспорт или такси. Потерять права - лишиться социального статуса.

о. Андрей: Да, гансы уже не те...

Сергiй: А с другой стороны, Гансы все - очень разные. У нас сложился стереотип, соответствующий пруссам. А это - далеко не все немцы. Например, наши рипуарские франки любят всё делать неспешно, неторопливо, за что в 19 веке пруссы их назвали ленивыми. Опять-таки, разница (и огромная!) между католиками и лютеранами. В 1837 году произошел большой конфликт между Католической церковью и прусским государством. Напомню, что Кельн отошел к Пруссии по решениям Венского конгресса в 1815 году. К слову сказать, с французами жители Кельна не боролись. Событие 37 года так и вошло в историю под названием "Кельнское событие". Если пропустить 1848 год, то стоит вспомнить о годе 1870-м. Бисмарк и с ним вся прусская государственная машина воспринимали католическую партию непатриотичной, ультрамонтанистской, враждебной государству. А вот в разделенной Германии в ФРГ католики оказались в большинстве, оттого и Германия другая. И я очень рад, что многолетнее пруссачество приказало долго жить.

Сергiй: Я пишу: А борода как? И вот, что хотелось бы заметить по поводу бороды. Греческий бог Дионис с кубком для питья. Изображение на аттической амфоре, ок. 490-480 до Р. Х. Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х. Теперь смотрим на тех, на кого предлагают равняться: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/89/Meister_von_San_Vitale_in_Ravenna.jpg?uselang=ru Юстиниан http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Roman_-_Imperial_Medallion_of_Constantine_I_-_Walters_59690.jpg?uselang=ru Константин http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3e/Byzantinischer_Mosaizist_um_1000_002.jpg?uselang=ru Константин А теперь - на отступника: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Julien_l%27Apostat%2C_Mus%C3%A9e_de_Cluny.JPG?uselang=ru И на скульптурах Юлиан с бородой. И отрывок из истории о нем: Спустя несколько дней по приказу Констанция за ним явились стражники. Он понял, что предстанет перед верховным владыкой. Юношу привезли во дворец и отвели в небольшую комнату, где его ожидали полдюжины рабов. Как только стражники удалились, рабы сняли с Юлиана плащ философа, сбрили ему бороду, причесали, вымыли его тело, удалили волосы с рук и ног, натерли все тело маслом и благовониями. Затем они надели ему на ноги котурны с позолотой, подали шелковую тунику и набросили на плечи плащ, украшенный изящной вышивкой. Когда ему протянули зеркало, Юлиан не узнал себя. Ему показалось, что его хотят унизить этим смехотворным переодеванием. И поскольку он грустно смотрел перед собой, рабы сказали ему, что следует поднять голову, улыбаться и всем своим видом изображать радость. Разве ему неизвестно, что его готовят для участия в празднике? Но Юлиан помрачнел еще больше. Праздник? Лучше было сразу сказать правду: его поведут на казнь и украшают как искупительную жертву. Ему становилось дурно от прикосновения рук рабов. Ему казалось, что над ним насмехаются, оскверняют и унижают его достоинство. К удивлению суетившихся вокруг слуг он заплакал, моля Провидение прийти к нему на помощь. «И тотчас, — пишет он сам, — я почувствовал рядом с собой присутствие ангелов-хранителей, помощь которых мне обещала Афина, когда я молился ей в Греции» 3. Хранители словно оградили его сердце защитным облаком, сделав его неуязвимым для всех. Переодетого в придворное парадное платье Юлиана отвели в тронный зал. Этот зал представлял собой огромное продолговатое помещение, потолок которого поддерживали два ряда колонн, а между ними были расположены пурпурные драпировки. В глубине зала возвышался императорский трон, а на троне восседал Властелин Мира. В одной его руке был скипетр, в другой — золотой шар. Справа и слева, объединившись в небольшие группы, стояли множество высших чинов государства; они казались некой единой массой, сплошь состоящей из драгоценных камней и богатого шитья. Исполненным благодати жестом Констанций положил символы власти на бархатную подушку, протянул свои украшенные множеством колец руки к Юлиану и дал ему знак подойти. Так по прошествии семи лет повторилась сцена в Мацелле, однако с таким размахом и пышностью, каких Юлиан не мог вообразить даже в самых смелых фантазиях. Внезапно, сам не понимая почему, он почувствовал, что Констанций больше не производит на него былого впечатления. Он увидел уже не всемогущего правителя, а несчастного человека, нерешительного, измученного неурядицами. Пышность обстановки, священный сан этого человека, — все это показалось Юлиану искусственным и нереальным. Его робость исчезла, и он твердыми шагами подошел к трону.

cocpucm: В тексте Констанций (скорее всего, отец или сын св. равноап. Константина), а не Константин

Сергiй: Сын. А о самом Константине там речи нет. Я про бороду в целом.

Сергiй: Если она у нас "от Христа и апостолов", то где она у императоров, хотя бы в виде маленькой подстриженной. Вчера мне попался текст на глаза (сейчас уже не найду), что в Константинополе Юлиана дразнили за ношение бороды козлом.

о. Андрей: Мой меч, вот ваш закон



полная версия страницы