Форум » Каноническое право » ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ არსენი იყალთოელი » Ответить

ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ არსენი იყალთოელი

Борис Бабилуа: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ არსენი იყალთოელი [Калипосский, Монах; груз. არსენი იყალთოელი] (Вачесдзе; ок. 1050, с. Икалто, пров. Кахети, Грузия - 6.02.1127, там же), прп. Грузинской Православной Церкви, переводчик, писатель, богослов и поэт, наставник и духовник блгв. царя Давида IV Строителя. Сведения об А. И. содержатся в колофонах и приписках в рукописях его оригинальных или переводных трудов. Происходил из груз. княжеского рода. Начальное образование получил в монастыре Икалто, там же, по-видимому, принял постриг. Есть основание полагать, что А. И. продолжил образование в богословской академии Мангана в К-поле, где ознакомился с богословско-философским учением Михаила Пселла и Иоанна Итала. Подвизался в сирийском монастыре св. Симеона Чудотворца на Чёрной горе (около Антиохии), где под духовным руководством прп. Ефрема Мцире под именем Арсения Монаха начал лит. деятельность - перевел неск. сочинений Симеона Метафраста, исследуя, в частности, причины раскола с т. н. нехалкидонскими Церквами. Вскоре перешел в Калипосский монастырь на Чёрной горе, где продолжил лит. деятельность под именем Арсения Калипосского. Вероятно, уже после кончины прп. Ефрема (1101) А. И. возвратился в К-поль и поступил в монастырь св. Георгия, где перевел «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита и «Хронограф» Георгия Монаха (Амартола), а также приступил к составлению сб. «Догматикон», В нач. XII в. А. И. (возможно, по приглашению блгв. царя Давида) вернулся в Грузию и принял активное участие в проведении церковной реформы и в работе Руис-Урбнисского Собора: перевел кодекс правосл. церковного права «Номоканон в XIV титулов» (ред. 882 г. Патриарха К-польского Фотия), послуживший одним из основных источников постановлений Собора. Все постановления и положения Собора были записаны А. И. в едином «Уложении», в состав к-рого вошли также пространное предисловие богословского и историко-догматического характера и панегирик блгв. Давиду Строителю «Царю Давиду - монах Арсений». А. И. был одним из инициаторов и участников Собора в Ани (груз.- Аниси), на к-ром защищал догматические основы Православия, отстаивал двуперстное знамение, осуждал брадобритие; под его влиянием часть арм. епископов-нехалкидонитов склонилась к воссоединению с правосл. Церковью. Будучи одним из инициаторов создания Гелатской академии, А. И. преподавал в ней. Через неск. лет А. И. перешел в мон-рь Шиомгвиме, крупнейший центр груз. письменности того времени, где им был создан и введен в обиход монастырский устав (типик) мон-ря Симеона Чудотворца и возведен храм во имя Пресв. Богородицы. Памятная запись рукописи, содержащей типик мон-ря Шиомгвиме, называет А. И. «светочем Грузинской Церкви». По преданию, А. И. основал Икалтойскую Духовную Академию при мон-ре Спаса Нерукотворного в Икалто, где, должно быть, и скончался. А. И.- автор жития св. Нины, 2 завещаний блгв. царя Давида Строителя (1123, 1125), эпитафии царю, большого количества ямбическо-гимнографических стихов церковного характера, переводов Великого канона прп. Андрея Критского, «Источника знаний» прп. Иоанна Дамаскина и неск. агиографических произведений. В сочинениях А. И., отражающих влияние визант. богословской школы, уделяется особое внимание обоснованию богословских учений. Большая часть лит. наследия до сего дня не опубликована. "ვინცა არ დაწეროს ჯვარი ორითა თითითა ვითარცა ქრისტე,წყეულიმც იყოს და ანათემა". "Иже не крестится двема персты, якоже и Христос да будет проклят." (слав.) От том,что крестное знамение является апостольским преданием свидетельствует свт. Василий Великий. Кроме того у греков хранилось древнее Священное Предание о том, что Христос крестился именно двумя перстами, в греческой Кормчей (Пидалионе), задолго до Руис Урбнисского собора в Грузии и Стоглавого собора в Москве, записано: Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα. ,что соотвутствует славянскому: Иже не крестится двема персты яко и Христос да будет проклят. Интересно ,что нет ни одного православного свидетельства о троеперстии до 1568 года у греков, а у русских до XVII века ни в письменных документах, ни в иконографии. Как известно, первым супругом грузинской царицы Тамар был русский князь Юрий (сын Андрея Боголюбского. В Грузии его называли "Гиорги Рус"). Русь с Х в. была православной, стояла на принципах древнего благочестия, и как известно, до церковного раскола XVII в. крестилась двумя перстами. Если бы было иначе, то никто бы не допустил брак с еретиками. И Грузия и Русь, в то время, крестились двуперстно и были единоверными.

Ответов - 9

андрей ю.: Борис Бабилуа Интересно ,что нет ни одного православного свидетельства о троеперстии до 1568 года у греков, Да у них троеперстие соборно до сих пор не закреплено вроде... а вот двуперстие закреплено вроде в 7 веке....

о. Андрей: Борис Бабилуа пишет: И Грузия и Русь, в то время, крестились двуперстно и были единоверными. И сейчас и Грузинская Церковь, и Русская крестятся двумя перстами и единоверны друг другу

Алексей: ///Да у них троеперстие соборно до сих пор не закреплено вроде/// Андрей, ну тогда значит они, получается, юридически являются двоеперстниками, коли не было соборного деяния по троеперстию.


Татиана: В древлеправославном календаре за 2012 год есть статья: "Грузинская древлеправославная церковь: ее история, ее святые, ее святыни" Собор Светицховели - "Животворящий Столб", 1029 год. Тбилисский Сионский собор. VI - VII век.

андрей ю.: Алексей Андрей, ну тогда значит они, получается, юридически являются двоеперстниками, коли не было соборного деяния по троеперстию.А че, так и получается теоретически

о. Андрей: Юридически им это до лампочки

Татиана: А еще есть Храм Джвари. Монастырь Святого Креста. VI век. Вот сюда я точно хотела бы съездить в паломническую поездку. Красоту такую увидеть.

Георгий, Львов: Борис Бабилуа пишет: ვინცა არ დაწეროს ჯვარი ორითა თითითა ვითარცა ქრისტე,წყეულიმც იყოს და ანათემა". "Иже не крестится двема персты, якоже и Христос да будет проклят." (слав.) Борис, здравствуй! А откуда сия надпись на грузинском: ты сам перевёл, взял у наших братьев древлеправославных или из трудов прп.Арсения? Как я понял, ты хотел показать общность между поместными церквами.

о. Андрей: Борис Бабилуа пишет: От том,что крестное знамение является апостольским преданием свидетельствует свт. Василий Великий. Кроме того у греков хранилось древнее Священное Предание о том, что Христос крестился именно двумя перстами, в греческой Кормчей (Пидалионе), задолго до Руис Урбнисского собора в Грузии и Стоглавого собора в Москве, записано: Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα. ,что соотвутствует славянскому: Иже не крестится двема персты яко и Христос да будет проклят. Это ошибка. Педалион составлен Никодимом Святогорцем в самом конце 18 века.



полная версия страницы