Форум » Каноническое право » Церковь и Советская власть » Ответить

Церковь и Советская власть

о. Андрей: В течение 75-и лет в нашей стране господствовали воинствующие безбожники. Все это время Церковь была вынуждена жить бок обок с ними. Не всегда, к сожалению, христианам, удавалось избегать компромиссов с безбожной властью, или прямых ей уступок. В той или иной мере большевистская система коснулось абсолютно всех. На многих людях она оставила глубокий, трудноисправимый или вовсе неисправимый след. В ряде других конфессий это привело даже и к драматическим последствиям, но нам-то интересны овцы нашего стада. Сейчас прошло уже достаточно времени, чтобы спокойно и беспристрастно разобраться в этом вопросе и дать каноническую и богословскую оценку этому периоду церковной истории. А также, соответствующими соборными решениями, обезопасить христиан от повторения тех или иных ошибок в будущем. Например, руководящим органом в стране Советов была коммунистическая партия. Как относиться к членству в ней наших христиан? Прямое ли это вероотступничество или здесь следует исследовать каждый случай в отдельности, выяснять меру соучастия христианина в делах тьмы, причины, условия и т.д.? Участие Церкви в лице священноначалия в так называемой миротворческой деятельности Советского государства. Допустима ли та форма участия, которая имело место? Согласование с органами сов.власти кадрового вопроса. А тысячи христиан крещеных в детстве, но совершенно не получивших никакого христианского воспитания, и по духовному невежеству «пропионеривших» и «прокомсомоливших» всю жизнь и лишь после падения Советов обратившихся к Церкви? Как относиться к ним, каким судом судить безцерковный или прямо безбожный период их жизни? Эти и подобные вопросы я предлагаю обсудить в данной теме.

Ответов - 118, стр: 1 2 3 All

Сергiй: о. Андрей пишет: о. Михаил Уральский О! И мы - не промах! Какая ж честь для меня быть знакомым с отцом Михаилом!

Ardalyon: о. Андрей пишет: Еще раз повторю, что нужно выяснить является ли вероотступничеством сама формальная принадлежность к КПСС, даже если человек и умудрялся не участвовать в прямой антирелигиозной деятельности. Но ведь любой член партии платил взносы, которые шли на деятельность "института марксизма-ленинизма", различнх атеистических обществ и проч.

о. Андрей: Ardalyon пишет: Но ведь любой член партии платил взносы, которые шли на деятельность "института марксизма-ленинизма", различнх атеистических обществ и проч. Я же уже расписал по их Уставу, что каждый член КПСС по умолчанию атеист.


о. Андрей: А тысячи христиан крещеных в детстве, но совершенно не получивших никакого христианского воспитания, и по духовному невежеству «пропионеривших» и «прокомсомоливших» всю жизнь и лишь после падения Советов обратившихся к Церкви? Как относиться к ним, каким судом судить безцерковный или прямо безбожный период их жизни? Такая категория самая распространенная. Многие из таковых и в рядах КПСС были. Но если человек, хоть и крещеный в детстве, но не получивший никакого христианского воспитания, вступил в КПСС, то можно ли его одинаковым судом судить с тем, кто с детства уверовал и, оставив веру отцов, приобщился к безбожникам? На мой взгляд, справедливость требует разделять первых от вторых. Но как относиться к тем, кто отрекся по невежеству? В Потребнике сказано, что таковые тоже должны быть принимаемы через миро, однако им совершенно не назначается никакой епитимьи, но тут же по помазании св. Миром, подаются св. Тайны (если нет иных препятствий)... Не судила Церковь отречение по неведению и ненаучению... Если таковым не полагается никакой епитимьи, то могут ли они быть приемлемы и в клир (если нет иных препятствий)?

Прасковья: Теперь только понимаю, что на самом деле наделали советы. Это оченъ правельно о. Андрей , что Вы подняли эту тему. С одной стороны мне отступников жалко, а с другой стороны речь ведь идет об их спасение. А как на это смотрит Бог, Он готов принять их простить? Все таки я голосую за 12лет , лишь бы только осознали и раскаялись. И конечно спрос должен быть разным. возможно каждый случай надо рассматривать по отдельности.

Людмила: Спаси Вас Христос, отче! Ну и помучили Вы нас! Я до сих пор мать свою "пытаю": что да как? Действительно, вступить в партию было очень непросто - "сито" было мелкое. Тем более, никого насильно туда не загоняли - строго добровольно. А Устав оставался десятилетиями неизменным, никакая позднейшая либерализация его не коснулась. Мать вступала в партию за год до смерти Сталина, пережила всех генсеков, сама была членом бюро райкома, где принимали из кандидатов в члены КПСС, и прекрасно помнит пункт Устава о необходимости "борьбы с религиозными предрассудками". Так вот, на Ваш сакраментальный вопрос : согрешает ли верующий (или даже крещеный), вступая в партию, - коммунистка с 60-летним стажем ответила однозначно: это ГРЕХ. Без всяких полутонов. И даже удивилась, что мы по этому поводу полемику развели, ведь это так очевидно. А я подумала: спаси ее, Господи, ведь не зря же Ты ждешь ее обращения 80 лет! Кажется, надежда есть...

о. Андрей: Людмила пишет: Спаси Вас Христос, отче! Ну и помучили Вы нас! Ну вот такой я вредный Просто часто у людей бывает устоявшееся мнение, вполне впрочем верное в своей сути, но когда касаешься аргументации, то человек теряется, а должен всегда мочь дать ответ о своем уповании. КПСС же такая гидра, которую еще и до сих пор не поразили окончательно. У нее, как в Откровении, глава смертельно ранена, но вот-вот исцелится. Людмила пишет: А Устав оставался десятилетиями неизменным, никакая позднейшая либерализация его не коснулась. Мать вступала в партию за год до смерти Сталина Устав и Программа менялись. Программ было три. Устав правился многократно, но их богоборческая сущность всегда сохранялась неизменной. Людмила пишет: Так вот, на Ваш сакраментальный вопрос : согрешает ли верующий (или даже крещеный), вступая в партию, - коммунистка с 60-летним стажем ответила однозначно: это ГРЕХ. Без всяких полутонов. И даже удивилась, что мы по этому поводу полемику развели, ведь это так очевидно. А я подумала: спаси ее, Господи, ведь не зря же Ты ждешь ее обращения 80 лет! Кажется, надежда есть... Надежда всегда есть (должна быть), пока человек жив.

о. Андрей: Прасковья пишет: А как на это смотрит Бог, Он готов принять их простить? Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся Лук.15:10 Прасковья пишет: Все таки я голосую за 12лет , лишь бы только осознали и раскаялись. Не понял про 12 лет... Двенадцать лет чего? Прасковья пишет: И конечно спрос должен быть разным. возможно каждый случай надо рассматривать по отдельности. Не в случае с КПСС. О членстве в ней вполне показано, что оное являлось добровольным и сознательным отречение от Христа. Поэтому разбирать нечего, кроме единственного случая, который я указал, когда человека крестили во младенчестве, но вере не научили, и уверовал он уже спустя годы, уже будучи членом КПСС. Здесь суд должен быть сострадательным, ибо не этого несчастного, по невежеству приобщившегося богоборцам, нужно судить, но тех, кто его крестил и ничему не наставил. Они - убийцы!

Людмила: Аминь. И Богу слава!

Ирина: Верно! полутонов эдесь быть не должно.

Сергiй: Людмила пишет: Я до сих пор мать свою "пытаю" Зачем пытать такую честную женщину? Её достаточно один раз спросить. Вот в который раз в своей жизни убеждаюсь, что противопроложности скорее сходятся. Идейный человек в заблуждении или даже гонитель (вспомним апостола Павла) при обретении истины так же самоотверженно посвящает себя на служение Богу. Поэтому в данном вопросе идейные коммунисты как раз более предсказуемы. Нет ничего хуже шкурнического интереса или боязливости. Да и выражения вспоминаются: и нашим, и вашим; за двумя зайцами погонишься; двум господам не служат; ни холоден, ни горяч. А уж про боязливых сказано, что их участь в озере огненном, вместе с неверными. Вот и надо обратить внимание на состояние души малодушных и боязливых. о. Андрей пишет: Если таковым не полагается никакой епитимьи, то могут ли они быть приемлемы и в клир (если нет иных препятствий)? Если человек согрешал грехами, канонически препятствующими поставлению в клир, будучи ненаученным, по неведению, не поставят же таковаго по снисхождению? Кроме того, как сказано в Писании, "а иных страхом спасайте", ограничения могут быть полезными для других, чтобы остановить от каких-либо деяний в будущем. Грех общественный имеет и резонанс общественный, индивидуальный и тайный подход хорош при тайных грехах. о. Андрей пишет: но когда касаешься аргументации, то человек теряется, а должен всегда мочь дать ответ о своем уповании. Это крючкотворам так хочется видеть. Никто не теряется. Вот, пример: Людмила пишет: ответила однозначно: это ГРЕХ. Без всяких полутонов. И даже удивилась, что мы по этому поводу полемику развели, ведь это так очевидно. Дай ей Бог здравия и спасения.

о.Евгений: Сергiй пишет: Дай ей Бог здравия и спасения. Аминь!

Сергiй: Сестра Людмила, имя мамы скажите, я молиться буду.

о. Андрей: Сергiй пишет: Никто не теряется. Вот, пример: Это пример не совсем тот. Ибо за ним должен последовать вопрос: а почему грех. И здесь уже потребуется аргументация. А обобщить всех коммунистов можно только через их официальную атеистическую идеологию, что мы уже и сделали выше. Сергiй пишет: Если человек согрешал грехами, канонически препятствующими поставлению в клир, будучи ненаученным, по неведению, не поставят же таковаго по снисхождению? Кроме того, как сказано в Писании, "а иных страхом спасайте", ограничения могут быть полезными для других, чтобы остановить от каких-либо деяний в будущем. Грех общественный имеет и резонанс общественный, индивидуальный и тайный подход хорош при тайных грехах. Но это не тот случай... Все иные грехи идут от безнравственности, потому и не приемлем в клир таковой человек, даже если и по неведению впал в тяжкий аморальный поступок. Здесь же рассматривается случай, когда крещеный в детстве человек и вовсе веры не имел, но уверовал уже будучи в КПСС, при этом в нравственном отношении он мог быть и весьма положительным. По сути, такового вообще правильней крестить.

Сергiй: о. Андрей пишет: По сути, такового вообще правильней крестить. О! Не зря я старался! Не один ты умеешь раскручивать собеседника!

о. Андрей:

Прасковья: Я имела в виду Вашу цитату << об отсекшихся от веры произвольно>> там был выбор отлучения от причастия на 12 лет и на всю жизнь.

о. Андрей: Прасковья пишет: Я имела в виду Вашу цитату << об отсекшихся от веры произвольно>> там был выбор отлучения от причастия на 12 лет и на всю жизнь. Склоняясь перед Вашим человеколюбием, тем не менее, вынужден пояснить, что правило, отлучающие добровольного вероотступника на 12 лет, подразумевает, того, кто отступил от Христа не претерпев никаких страданий, но лишь предполагая таковые во времена бушующих гонений. То есть, если бы гонений не было, то и человек бы такой не отступил. С членством в КПСС не так. В партию незачем было вступать из-за страха, туда христиан вел лишь поиск земных приобретений: карьера, власть, возможность улучшить жилищное и вообще материальное положение. Для того, чтобы просто избежать гонений в советское время, человеку было бы достаточно всего лишь не афишировать своих религиозных убеждений и на вопрос: "верующий?", - отвечать: "нет!". Вот таких людей, вот так из-за страха ответивших, и следует принимать с 12 летним отлучением, а всех виновных в грехе Иуды и продавшим Христа за земные блага, срок должен быть продлен, до конца их дней. Церковное право весьма человеколюбиво, оно почти во всех случаях предусматривает снисхождение к согрешившим, но, увы, не в этом случае. Прасковья пишет: я голосую за Да вознаградит Бог Вас за Ваше милосердие! Однако в данном случае действует уже существующее каноническое право, следовательно, и любые голосования по вопросу просто исключены. Они уместны там, где вопрос еще не решен, но находится в обсуждении. Мы же в данной теме обсуждаем не меру наказания для отрекшихся (она вполне уже определена Церковью), но лишь разбираем разные формы отречения. Так путем диалога членство в КПСС мы отнесли к самому тяжкому виду отступничества. Вот здесь можно было бы и голосовать. Но вроде бы возражений, относительно такой классификации, ни у кого нет. И после этого всякая возможность голосований и обсуждений утрачивается, так как наказание тяжким отступникам уже вполне определены Церковью.

Людмила: Сергий пишет: имя мамы скажите, я молиться буду. А имя ей Любовь. Спаси Христос, брат,за добрые слова и намерения. Кстати, все мои аргументы в пользу старой веры она приняла, отпустила на крещение в Самару(мы живем вдвоем), хотя сама в это время вполне могла умереть, так как часто скачет давление. Не знаю, сколько еще проживет, но вряд ли я смогу повезти ее для крещения за тысячи км. Крещена в младенчестве в никонианской церкви, но вере научена не была - по страху родителей и нерадению попа. Могу ли я покрестить ее сама в случае смерти? Хотя и сама еще новопришедшая, да и погружательно не получится... Есть ли выход?

о. Андрей: Людмила пишет: Крещена в младенчестве в никонианской церкви, но вере научена не была - по страху родителей и нерадению попа. Могу ли я покрестить ее сама в случае смерти? Хотя и сама еще новопришедшая, да и погружательно не получится... Есть ли выход? А как мама крещена известно? Где? Я так полагаю, в году 1930-м?

Людмила: В 1929 году, Акмолинская область, Казахстан. Церковь еще была действующая. Считает, что крещена "правильно" (для нее это,прежде всего, - в церкви, попом. Хотя последних почему-то доныне не жалует). Свидетели сего таинства, понятное дело, давно уже все перемерли.

о. Андрей: Точно населенный пункт сообщите, пожалуйста.

Людмила: с.Ново-Александровка, Атбасарского района.

Людмила: с.Ново-Александровка, Атбасарского района.

о. Андрей: В селе Ново-Александровка храма в те годы, насколько выяснил, не было. Ближайший никонианский храм был в Атбасаре - Сергия Радонежского. Атбасар в 1920-30-х годах был местом ссылки многих новообрядческих священнослужителей. Таким образом, нет никакой уверенности, что Вашу маму не крестил обливательно, например, кто-либо из малороссийских священников, находящихся в ссылке.

Людмила: Да я как-то в этом и не сомневалась... Так какой же выход, отче?

о. Андрей: Если крестить, то необходимо все же крестить погружательно. Почему Вы утверждаете, что погружательно крестить маму не получится? Обливание возможно лишь в т.н. смертном случае (на сметном одре, над обездвиженным человеком). Вы можете погрузить маму сами, если она выразит желание стать членом Древлеравославной Церкви (техническую сторону можно обсудить частной перепиской). Однако лучшим вариантом было бы, если бы к Вам смог приехать и совершить таинство кто-либо из наших священнослужителей. Думаю, что если Ваша мама примет окончательное решение относительно своего отношения к Церкви, то можно будет подумать и над приездом священника.

Сергей Маркин: Вот, кстати, картинка специально для таких, вроде меня, кто все еще никак не решится перейти из никонианства в Дрелеправославие. По-моему, не важно то, что коммунисты нынче не преследуют веру и даже пытаются заигрывать с Церковью. Если человек чтит Ленина со Сталиным - значит он вероотступник.

о.Михаил : Сергей Маркин пишет: Вот, кстати, картинка Картинка не может быть причиной перехода: Сергей Маркин пишет: из никонианства в Дрелеправославие

Людмила: о.Михаил пишет: Картинка не может быть причиной перехода: Но подтолкнуть, отче, может. Вернее, стать "последней каплей". Или "первой", как было со мной. Из РПЦ МП я вышла, в том числе, увидев фото "святейшего" Кирилла: целуюшегося с католиками, глазеющего на обнаженные ноги сидящей рядом "модели", часы на его руке за 30 тыс.евро и т.п.(на сайтах: компромат.ру; антикомпромат.ру - выложено полное досье). Просто не захотелось причащаться с этим "православным" из одной Чаши. А дальше - больше...

Сергей Маркин: о.Михаил пишет: Картинка не может быть причиной перехода: Сама по себе, безусловно, не может. Но в совокупности с другими фактами - вполне.

Людмила: Так вот мы Вас и ждем, брат!

о. Андрей: Людмила пишет: Но подтолкнуть, отче, может. Вернее, стать "последней каплей". Или "первой", как было со мной. Из РПЦ МП я вышла, в том числе, увидев фото "святейшего" Кирилла: целуюшегося с католиками, глазеющего на обнаженные ноги сидящей рядом "модели", часы на его руке за 30 тыс.евро и т.п.(на сайтах: компромат.ру; антикомпромат.ру - выложено полное досье). Просто не захотелось причащаться с этим "православным" из одной Чаши. А дальше - больше... Но все-таки ересь является единственной причиной, по которой можно разрывать общение с целым обществом. Ибо всяк человек ложь, согрешить может и любой из наших священнослужителей, но Церковь свята, ибо Свят Бог и свята содержимая Церковью вера.

Victor De Vita: Небольшое отступление по поводу преподавания атеизма как учебной дисциплины. Сергiй пишет: Еще в 70-е годы в некоторых учебных заведениях преподавали атеизм. Например, в медучилище города Джезказгана в 1972-74 гг. Мои знакомые с Украины (1950-х годов рождения) рассказывали, что в средней школе у них был атеизм. Получается, еще в 60-х годах. Самые поздние известные мне издания пособий по научному атеизму (для студентов ВУЗов) датированы 1990-м годом (!). На минуточку задумаемся: прошло два года с тех пор, когда на всю страну показывали прямые трансляции богослужений в честь 1000-летия Крещения Руси, а Система ещё старой инерцией живёт. Я до сих пор помню разгневанные письма лекторов-атеистов в редакции журналов о том, что поповщина-де наступает.

Сергiй: Да, да, конечно, но это, всё-таки, в ВУЗах. Я же говорил про школу.

Георгий, Львов: ...а вот мой троюродный брат -- который был почти всю жизнь 2-м секретарём райкома -- говорит что их любимой песней на застольях райкомовских (и это во Львове!!!) был гимн ... "Боже, Царя храни!..", что подтверждает и его жена. Так что, не только восток, но и запад -- особенно Украины -- дело тонкое...

Людмила: http://kto-kto.narod.ru/rodina/bezb1.html

о. Андрей: Да хороший цитатник, как раз в руку. На Архиерейский Собор намечена красная тема



полная версия страницы