Форум » Каноническое право » Послание Архиерейского Собора РДЦ 2011 года » Ответить

Послание Архиерейского Собора РДЦ 2011 года

о. Андрей: http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/arh2011_p1.htm

Ответов - 12

Сергiй: Этому нас также поучают своим примером наши благочестивые предки, которые, с одной стороны, указывали земным властям (еретикам и гонителям) на их несправедливости, но, с другой стороны, признавали их власть над собой и молились о них, чтобы дал им Господь покаяния и в сердцах их возглаголал благая о Церкви Своей святей. В каких словах каких молитвословий это выражалось и выражается до сих пор?

Сергiй: Подчиняться нужно не человеку, а закону, который начальствующий исполняет, если же он поступает вопреки закону, то есть беззаконно, то ни о каком подчинении не может быть и речи. Из послания такой пример ярко выражен в неподчинении поклониться истукану. Хотя это, скорее, уже и самому закону неподчинение, так как царь имел тогда право принимать любые законы. В наши нецарские времена, слава Богу, один человек не может этого сделать, а если и принимается нечто беззаконное, возводимое в закон, то многими людьми, законодательной властью. Она, кстати, в демократическом обществе определяющая, а не исполнительная. Что касается налогов, то Христос сказал апостолу Петру, что "сыны свободны". И то, что мы их платим, - великая честь для еретической или безбожной власти.

о. Андрей: Сергiй пишет: В каких словах каких молитвословий это выражалось и выражается до сих пор? священномученик протопоп Аввакум, в письме к некоему христолюбцу Ионе, пишет: «А иже в тропаре кресту: «Победы благоверному царю даруй на сопротивныи», и о сем суетное словопрение: которой благоверен, о том церковь и молит, а которой зловерен, тому и ничего. А молитися и о зловерном надобно; Златоуст повелевает в Беседах Апостольских и Маргарите, на Июдея в Слове; молитися об обращении и всех никониан не согрешиши... Егда же умрет в нечестии, тогда не стужати о нем Божеству,… а о живых молись и уповай, яко силен Бог всех спасти. Егда и о царе отщипенце молися, благоверным его не нарицай, но просто имя рцы: «Спаси Господи царя имрка», или «Победы царю, имрку, на сопротивныя даруй», сиречь на бесовы и на дияволы, да и прочая. Потом же и о обращении их на просвиромисании и везде, а буде совестию угнетаем не можешь на имя царя и патриарха просвиры выняти, понеже оттекли от тела церкви, и ты о благоверных князех вынимай и о священстве безъимянно» (А. К. Бороздин. Протопоп Аввакум, СПб., 1904 г. С. 22, (в приложении)). Сергiй пишет: Что касается налогов, то Христос сказал апостолу Петру, что "сыны свободны". И то, что мы их платим, - великая честь для еретической или безбожной власти. Павел это в несколько ином свете представляет: "ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые" (Рим.13:4-6). То есть Павел подчеркивает взаимовыгодное сотрудничество - подати платятся, чтобы начальствующие обеспечивали нашу безопасность. Если они это не делают или не хотят делать, то нет греха и в том, чтобы не платить подати. Мы же не платим подати всем вообще начальникам на земле, но лишь того государства в котором живем, и причина этому лишь одна, что от них нам есть польза, если пользы нет, то нет смысла и содержать их. В послании это вполне отражено. В качестве примера укажем на христиан, бежавших от двойного налога при Петре Первом. Петр ввел налог на веру и сыны царствия не обязаны платить такой налог и выгоды платить оный, естественно, не имели. Сопротивляться тоже не имели сил и возможности, поэтому просто оставили безумца и ушли на Тюмень, где их до сих пор дразнят двоеданами.


Сергiй: о. Андрей пишет: или «Победы царю, имрку, на сопротивныя даруй», сиречь на бесовы и на дияволы, да и прочая. Ну, это совсем не соответствует смыслу тропаря.

Сергiй: Христос: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Матф.5:17) Христос: И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу; (Лук.13:32) Апостол Павел: Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. (Деян.23:3) А, поправившись, всего лишь подчеркнул, что начальствующего в народе твоем не злословь. Не более того. Еще с апостолом: Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? (Деян.22:25) Да, обмельчали последователи апостола Павла, позволяют себя бить без суда. Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. (Деян.16:35-39)

Сергiй: о. Андрей пишет: То есть Павел подчеркивает взаимовыгодное сотрудничество - подати платятся, чтобы начальствующие обеспечивали нашу безопасность. Если они это не делают или не хотят делать, то нет греха и в том, чтобы не платить подати. Это - понятно, я не против податей как таковых. Но свободу свою осознавать надо, своё сыновство не забывать. Прежде всего мы - граждане Неба, а потом уж - всяких государств, постоянно меняющих границы и "подданных".

о. Андрей: Сергiй пишет: И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Сейчас едва ли извиняться... Но дело не в том. Павел писал об идеальной ситуации, следовательно, ее отсутствие ослабляет и узы зависимости. Впрочем, не уничтожает их, ибо, когда Павел писал свои послания, в Риме правили развратники и душегубцы: Теберий, Калигула и, обезглавивший самого Павла, Нерон. То есть по своей должности они должны были бы являться Божьими слугами, но делами и близко не походили на таковых.

о. Андрей: Сергiй пишет: Это - понятно, я не против податей как таковых. Но свободу свою осознавать надо, своё сыновство не забывать. Прежде всего мы - граждане Неба, а потом уж - всяких государств, постоянно меняющих границы и "подданных". Но ведь в послании именно об этом и сказано - "пришлец аз есьм на земли" и прочая... Просто во всем необходимо сохранять христианскую рассудительность, разделяя понятия - власть, как Божественное установление и носителей власти, которые нередко бывают и противниками Божественной воли.

Сергiй: о. Андрей пишет: власть, как Божественное установление Да! Но для меня это заключается в Законе и его исполнении всеми, а не в чиновнике, который сегодня сидит тут, а завтра, может, и... тоже сидит, но чуть подальше. Помню, в одной русскоязычной газете нечто вроде фельетона было. Наш соотечественник пришел в некое учреждение по какому-то делу. Ему объясняют, что, дескать, по закону никак не можем, нельзя. Он спрашивает: "А выше?" Ведут его с первого этажа на второй. И тут нельзя. Он не унимается: "А выше?" Его ведут на следующий этаж. И там говорят: "Никак нельзя. Закон". Фельетон написан с игрой слов, но очень разительно показывает неодинаковость понимания. Нет тут начальника повыше, чтобы мог отменить распоряжение нижестоящего, если то было принято в соответствии с законом. Вот оно, римское право, въевшееся за века в сознание, в плоть и кровь. А у нас? Закон - дышло? Да, кстати, римских граждан нельзя было распять, их усекали мечем. Даже в гонениях Римская империя сохраняла верность своим законам. А вот когда читаешь жития святых в восточных деспотиях, там уж самые изощренные пытки и издевательства. Или у агарян. Европейцы мы, русские, не азиаты восточные! Пора вспомнить о европейских корнях.

о. Андрей: Сергiй пишет: Да! Но для меня это заключается в Законе и его исполнении всеми, а не в чиновнике, который сегодня сидит тут, а завтра, может, и... тоже сидит, но чуть подальше. А о чем собственно спор-то, в послании ты увидел что-то иное что ли?

Сергiй: Сплю я плохо. Дай мне выговориться. Одинокий человек имеет законное право.

Jora: Сергiй пишет: Сплю я плохо. Дай мне выговориться. Одинокий человек имеет законное право. Бог в помощь!



полная версия страницы