Форум » Церковное искусство » Символика жестов » Ответить

Символика жестов

поп Олег: Хорошо было бы разобраться с символикой жестов на иконах, чтобы чётко отличать малаксу от обычного ораторского жеста, ведь всё это имеет смысл, только мы об этом забыли...

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Ardalyon: о. Андрей пишет: У меня копия Иконописного подлинника 16 века. Не нашел ни одной прориси святого с храмом в руках... так у тебя лицевой!

о. Андрей: Да, у меня лицевой

Ardalyon: о. Андрей пишет: У меня копия Иконописного подлинника 16 века. Не нашел ни одной прориси святого с храмом в руках... http://www.smalta.ru/history/vizantia/ravenna_san-vitale_konhi.jpg - мозаики Равенны. Донатор с храмом. 6 век. Византийские мастера


о. Андрей: Любопытная мозайка. Но, что означает эта модель храма и есть ли аналоги?

Ardalyon: Аналоги есть. В Византии довольно распространенное изображение. Это - донаторы. Князья или властители, которые построили храм. Еще с храмом поищу, но вот с пожертвованиями и, видимо, законами. Это из Св. Софии в Константинополе: http://i156.photobucket.com/albums/t38/meotis_new/Constantinople/mos.jpg

Ardalyon: Вот еще императоры-донаторы с экседрой, законами и прочим: http://all-photo.ru/icon/photos/23487-0.jpg

Ardalyon: а вот еще - с храмами: http://www.story-taller.narod.ru/ist02/tr174i.JPG Это тоже св. София

maxtalmann: [URL=http://www.radikal.ru][/URL] Pervoe foto :1540 god.Na vtotoy ikona 14 veka,s kleymami 17 veka.""...известно, что происхождение Можайского образа восходит по крайней мере к XIV веку, если не раньше. Задумали однажды, говорит предание, враги напасть на Можайск. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель Никола чудесно показался в грозном виде стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал к удивлению и радости осажденных. Тогда-то и создали благочестивые граждане почитаемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его чудную помощь. Вероятно, в память этого чудесного явления Чудотворца для спасения города, Образ называется теперь явленным, а бывшие потом от него силой Николая угодника новые чудесные знамения утвердили за ним это название и славу Чудотворного. В память о дивном видении Святителя он представлен на Образе с мечем и храмом. Такое утешительное и поучительное предание лежит в основе чудесной истории происхождения этого Образа. Понятны необычайная слава и глубокое почитание, искони оказываемое Можайскому Образу всем русским народом. Об уважении и известности этого Образа у наших предков мы можем судить по тому, что сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному Образу угодника Николая. Так, в 1546 г. отправился сюда Великий князь Иоанн IV Грозный один, а в 1564 г. с царицей Марией, сыном Иоанном, князем Владимиром Андреевичем и митрополитом Афанасием. В 1592 г. был на поклонении Чудотворцу и Феодор Иоаннович..."" Я бы хотел знать-насколько канонично эти изображение святителя Николы.

maxtalmann: Христа ради простите-я неправильно загрузил фотки,попутал местами.

о. Андрей: Александр г.Самара пишет: Простите Христа ради, но дерзну предположить, что Святые Отцы (7 Всел. Соб.) и подумать немогли, что кто-то дерзнёт писать икону на бумаге, очень "непрочная основа" Действительно Святые Отцы 7 Вселенского Собора не могли и подумать, что кто-то будет писать икону на бумаге. Дело в том, что во времена 7 Вселенского Собора в Византии бумаги просто еще не было, она пришла из Китая лишь в 11 веке. Книги были кожаные, точнее пергаментные, но пергаментными бывали и иконы, причем именно во времена 7 Вселенского Собора, впрочем как и до него, как и после него. Вот несколько примеров: Первую икону на пергаменте по преданию написал св. Апостол и Евангелист Лука. Это чудотворная икона Богородицы "Сирийская". В настоящее время икона находится в Иросалиме в доме св. Апостола и Евангелиста Марка, которым владеет Антиохийский патриархат. В Египте в монастыре Св. Макария Великого, что расположен в колыбели иночества - Нитрийской пустыни, хранится написанная также на пергаменте икона 12 века т.н. "Черная Богородица". Свое название икона получила из-за необычного для икон черного фона. В Греции на острове Керкира в монастыре Богородицы Палеокатрицы, основанном в 1225 году хранится древняя (14 века) чудотворная икона Божией Матери "Палеокастрица", написанная на бычьей коже. В Русской Церкви тоже была подобная икона, это чудотворная икона Богородицы "Забельская". Сама икона, к сожалению, не сохранилась, ее в 1930-е годы уничтожили безбожники, однако сохранилось ее подробное описание: Икона писана на воловьей коже, кроме лика Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на ней по темно-бронзовому фону по сторонам изображены ещё — с одной стороны Крест и святой Никола, с другой — преподобные Иоаким и Анна, святая Елисавета и святые Апостолы Пергамент не многим прочнее бумаги, которая пришла ему на смену. И уж коль Святые Отцы почитали иконы, написанные на пергаменте (которые и чудотворениями Бог прославил), не думаю, что они бы уничижали иконы, написанные на бумаге. Также хочу заметить, что я сейчас говорю не в защиту полиграфии, но лишь с богословской позиции, показывая, что по разуму Святых Отцов икона почиталась не за материал, из которого изготовлена, но именно за само изображение. Это очень важно понимать, чтобы из одной крайности не впасть в другую – из иконоборства в идолопоклонство. Бумага – непрочный материал, это так. И ИМЕННО ПОЭТОМУ она не подходит для изготовления икон, но это не значит, что если таковой образ уже изготовлен, то к нему ненужно относиться именно как к образу. То есть не нужно путать причинно-следственную связь.

Александр г.Самара: Отец Андрей, а что делать с настенными календарями на которых печатаются копии икон. Куда их девать, чтобы не унизить образ Божий? Человек может сложить календарь в четверть, убрать, а потом выкинуть не специально. Календари покупают люди разные (бабушки и дедушки своим внукам и детям, которые не часто посещают храм, а то и просто соседям и знакомым) и основа может вызвать чувство не значимости. Вырезать и использовать в качестве закладки в церковных книгах, но я думаю, что это то же унижение(если ошибаюсь, поправте Христа ради). В дар Богу мы должны приносить лучшее, а не худшее. Значит и икона должна изготавливаться на прочной основе из естественного природного материала. С уважением к вам.

Сергiй: Александр г.Самара пишет: а что делать с настенными календарями Если уничтожать, то сжигать.

о. Андрей: Александр г.Самара пишет: Отец Андрей, а что делать с настенными календарями на которых печатаются копии икон. Куда их девать, чтобы не унизить образ Божий? Человек может сложить календарь в четверть, убрать, а потом выкинуть не специально. Календари покупают люди разные (бабушки и дедушки своим внукам и детям, которые не часто посещают храм, а то и просто соседям и знакомым) и основа может вызвать чувство не значимости. Вырезать и использовать в качестве закладки в церковных книгах, но я думаю, что это то же унижение(если ошибаюсь, поправте Христа ради). В Номоканоне есть правило «О тайнах пролияных»: Правило 155. Священник аще по действу сопротивничу пролиет святая, шесть месяц да есть празден, по единонадесятому правилу святаго Иоанна епископа Китру. аще ли самохотне пролиет я, да извержется. обаче должен есть собрати святая добре, и стругав землю, идеже падоша, да изнурит ю огнем, и водою. сиречь первее да вложит ю в огнь, посем да ввержет в реку, или в море. Вопрос. Аще от святаго потиря или от святаго дискоса, пролиет что на землю, кое тогда священник исправление подъимет. Ответ… аще ли же по освящении и совершении божественых таин припадет зло. и святая убо со всякою честию да соберутся, и место на нем же падоша, огнем и водою да почтется и изменится. яко же выше написася во 155, главе. Таким образом, данное правило предписывает пролитое на землю Причастие выжечь огнем и пепел убрать в непроходимое место. Икона – это образ возводящий к Первообразу, но Причастие ни есть образ, но Сам Первообраз, и уж коль скоро святые отцы предписали предавать огню Кровь Христову (поскольку попытаться собрать с пола/земли можно лишь Тело), дабы таким образом оградить Ее от поругания, то тем более мы можем предавать огню образ, с намереньем не поругаться ему, но защитить от поношения. Часто одинаковые по виду действия, но имеющие разную мотивацию, по-разному и оцениваются. Убийство по корысти - одно, а на войне за благочестие – иное. Самоубийство из-за отчаяния – смертный грех, а ради сохранения благочестия – акт веры. И так далее. Но если совесть не дает поступить с образами указанным выше способом, то тогда можно просто собрать все обветшавшие иконы, репродукции, газеты с фотографиями икон и закопать где-нибудь в лесу. Александр г.Самара пишет: В дар Богу мы должны приносить лучшее, а не худшее. Значит и икона должна изготавливаться на прочной основе из естественного природного материала. Это несомненно.

Ептунай Лапцуй: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mosaikikon_Bode_Berlin_2.jpg?uselang=ru



полная версия страницы