Форум » Церковное искусство » Фелонь Митра » Ответить

Фелонь Митра

АНДРЕЙ: http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=50 http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=25&Itemid=29

Ответов - 37

Лесник: Хочу спросить по поводу данной фелони. На ней нет пуговиц. Почему? У нас в приходе есть одна длинная фелонь похожая на эту, но с пуговицами, подстёгнутая. И вот вопрос - для чего фелонь такая длинная? Я слышал, что при выносе Евангелия на Литургии был обычай брать евангелие не руками, а фелонью. Это так?

о. Андрей: Лесник пишет: На ней нет пуговиц. Почему? У нас в приходе есть одна длинная фелонь похожая на эту, но с пуговицами, подстёгнутая. Возможно пуговицы просто утрачены. Лесник пишет: И вот вопрос - для чего фелонь такая длинная? Такова ее древняя форма, здесь, наверное, неправильно ставить вопрос "для чего", он более уместен по отношению к обрезанным фелоням, а ответ в таком случае - для удобства. Лесник пишет: слышал, что при выносе Евангелия на Литургии был обычай брать евангелие не руками и фелонью. Это так? Насколько я знаю, это так, однако это, видимо, давным-давно оставлено в виду невозможности исполнения - слишком большой вырез у современной фелони.

Лесник: А на сколько давно были введены фелони с вырезом? Наши облачения отличеются то новообрядческих, хотя в некоторых моментах (на мой взгляд) новообрядческие элементы облачения более логичны - это касается поручей. Если они символизируют связанные руки Христа, то логично, что поручи зашнуровываются, а не застугиваются на пуговицы... С фелонью же получается, что новообрядцы совсем убрали и пуговицы и подстёгивание, за ненадобностью. У нас же всё это осталось лишь как элементы облачения. Хотя, повторюсь, есть в РДЦ и куполообразные фелони, и нужно научиться ими пользоваться.


о. Андрей: Лесник пишет: А на сколько давно были введены фелони с вырезом? Видимо уже до раскола стал появляться вырез, ибо колоколообразная фелонь довольно таки сложна в обращении. Подстегивать ее стали также задолго до раскола. Новообрядцы же просто сильно увеличили вырез, а с бегствующим священством такой покрой фелони проник и к нашим предкам. Лесник пишет: есть в РДЦ и куполообразные фелони, и нужно научиться ими пользоватьсяСтарая форма фелони одобрена и соборно.

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: Старая форма фелони одобрена и соборно. А плохо или хорошо, что поменяли вдобавок и всё облачение и у монахов, насколько я понял, и у "белого" духовенства, и у епископов? Протопоп Аввакум пишет о том, что новообрядческие клобуки имели очень странное происхождение: от папессы Иоанны. Вообще, очень интересная тема. Во всяком случае, опять-же, вопрос надоевший: что изменилось от изменения одежды? Можна-ли говорить -- опять-таки!-- о том, что никониане в этом погрешили или они просто подстроились под тогдашнюю греческую церковь во всём, что отлично было, ну и не страшно уж это так, так мне заявляют, ну, подумаешь -- другая одежда, ну и что? На Руси много раз, говорят, менялось облачение и ничего, никто не кричал "караул!" А, вы, вот, -- за внешнее ухватились, за обряды ... И смотришь: точно! И чего весь сыр-бор? Ну подумаешь: фелонь, митра, клобуки иные... Ну и что? Вы с греческой церковью имели общение? Имели. Ну и всё: чего вы ещё хотите?! Что скажите, отцы-братия? Надоели мы уже вам, понимаю. Но, вот такой вопрос оппонентов. Было-ли общение тогда каноническое с греческой церковью со всеми вытекающими... (Простить, хто про що , а мы покы що "про здоровья"). Если это очень длинная тема, то тогда "пошлите" куда надо, чтобы прочесть...

Лесник: Благодарю за ответы про фелонь. А по поводу поручей что скажете?

САП: Лесник пишет: И вот вопрос - для чего фелонь такая длинная? Потому как фелонь изначально - ето плащ-палатка и потому перед такой же длинны как и зад. По толкованию Симеона Солунского - фелонь круглая (купол) и символизирует полноту благодати, а указ об обрезанных фелонях появился при Петре I, видать, чтоб было видно, что у попов не вся благодать, а епископов переодели в саксосы и ставили сплошь из малороссов, знамо, чтоб в раскол не совратились, а лучше научили нашу "серость" западным хитростям! Лесник пишет: А по поводу поручей что скажете? Поручи раньше все носили (мужи и жены), потому как по византийской моде рукава длинным были, отсюда и пословица: работать спустя рукава

о. Андрей: САП пишет: указ об обрезанных фелонях появился при Петре I Указ возможно, однако сам обычай укорачивать фелонь появился еще до раскола, по крайней мере мне попадались фотографити таких риз. САП пишет: епископов переодели в саксосы У нас их теперь переодели обратно

Сергiй: о. Андрей пишет: У нас их теперь переодели обратно Бедные епископы! То так их оденут, то - этак. То - переоденут.

о. Андрей: Сергiй пишет: То так их оденут, то - этак. То - переоденут. Так даже чин есть такой - облачения архиерея

Лесник: Так что вы скажете про зашнуровывающиеся поручи ?

САП: Лесник пишет: ак что вы скажете про зашнуровывающиеся поручи ? На рукава подрясника, а при полном облачении - на рукава подризника священники и епископы надевают поручи, или нарукавники. Диаконы надевают их на рукава подрясника. Поручь представляет собою слегка выгнутую полосу плотной материи с изображением креста в середине, обшитую по краям лентой иного оттенка, чем сама поручь. Охватывая руку в запястье, поручь соединяется с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли на боковых краях его, а шнур обматывается вокруг руки, так что поручь плотно стягивает рукав подризника или подрясника и прочно держится на руке. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки. Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собою Божию силу, крепость и мудрость, даваемые священнослужителям Его для совершения Божественных таинств. Знамением креста поручи означают, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает таинства Своею Божественной силой. Это значение поручей отражено в молитвах при надевании их для служения литургии. Для правой поручи читается: "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты." Эта молитва содержит также мысль о том, что поручи как знамение силы Божией защищают священнослужителя от демонских козней при совершении таинств. Для левой поручи читается: "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим." История происхождения поручей следующая. В первоначальной Церкви поручей не было. С глубокой древности узкие рукава иматия (подрясника) и подризника украшались особой отделкой в виде двух-трех полос, охватывавших края рукавов. При этом между этими полосами иногда изображали крест. У церковных авторов древности не встречается толкований этой отделки. Поручи появились сначала как предмет облачения византийских царей. Ими украшались и стягивались рукава нижней одежды, выступавшие из-под широких рукавов саккоса - верхнего царского облачения. Желая почтить особой честью патриархов своего столичного Константинопольского престола, императоры стали жаловать им предметы царского облачения. Византийские цари жаловали патриархам жезлы, право изображать на обуви и коврах двуглавого орла. В XI-XII вв. Константинопольские святители получили от царей саккос и поручи; затем поручи перешли к предстоятелям других православных Церквей, к наиболее видным восточным митрополитам и епископам. Несколько позднее поручи перешли к священникам. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (XV в.), пишет о поручах, как о необходимой принадлежности священнического и епископского облачения. В XIV-XV вв. поручи как награда появились сначала у некоторых архидиаконов, а затем у всех диаконов. Древние поручи часто богато украшались золотым и серебряным шитьем, жемчугом, иногда на них изображали деисис, икону Господа Иисуса Христа, Матери Божией, Иоанна Крестителя, иногда они не имели никаких изображений. В дальнейшем единственным изображением на поручах становится крест - знак крестной силы, сообщаемой служителю престола Божия. Символика поручей достигает, таким образом, своего завершения в XVI-XVII вв. С появлением поручей на рукавах подризника и подрясника перестали нашивать полосы и кресты. Поручи как внешний по отношению к рукавам предмет явили наглядным образом свидетельство того, что не самому священнослужителю принадлежит сила и мудрость в совершении таинств и служб, а дается ему извне, от Бога. В этом догматический смысл происшедшего в символике рукавов изменения. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, придает поручам, помимо знака Божией силы и мудрости, значение образа пут, которыми были связаны руки Спасителя, ведомого на суд. Когда поручи надеваются на подрясник или подризник без шнуров на рукавах, они действительно приобретают и это значение. Когда же они надеваются на подризник, рукава которого уже стянуты шнуром - образом пут Христовых, - за поручами остается только первое их значение - силы и мудрости Божией, совершающей таинства. http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/hram_obriady_bogosluzhenia.htm

Лесник: Благодарю САПа за очень интересный рассказ! То есть можно сказать, что шнурованные поручи более древние, чем пуговичные? А у белокриницких какие, не подскажете?

о. Андрей:

о. Андрей: Лесник пишет: То есть можно сказать, что шнурованные поручи более древние, чем пуговичные? Те, что на фото у САПа, вообще, вроде бы, на крючках... Лесник пишет: у белокриницких какие, не подскажете? На пуговицах.

Лесник: о. Андрей Судя по Вашему фото - правый снимок напоминает куполообразную фелонь, а левый совсем не похож на правый почему-то... Либо это изнаночная сторона... о. Андрей пишет: Те, что на фото у САПа, вообще, вроде бы, на крючках... Действительно, похожи...

о. Андрей: Лесник пишет: Судя по Вашему фото - правый снимок напоминает куполообразную фелонь, а левый совсем не похож на правый почему-то... Либо это изнаночная сторона... Нет, это одна и та же фелонь нарисована в подстегнутом и не подстегнутом положении. Просто не подстегнутая нарисована схематически, узор не прорисован.

Ardalyon: стоп! А во времена прп. Сергия пуговицы-то вообще существовали на Руси в обиходе?

Сергiй: Ardalyon пишет: пуговицы-то вообще существовали на Руси в обиходе? Пластмассу еще не изобрели. Ой, а не еретический ли это матерьял? Надо срочно спороть все пуговицы! Заменить их... деревянными палочками.

Ardalyon: Сергiй пишет: Надо срочно спороть все пуговицы! Ето я к пуговицам на поручах и отсутвию их на древних образцах... А про спинжак и так все ясно - одежа еретическа, наши отцы таковых не носили (вместе с пуговицами).

Георгий, Львов: Ardalyon пишет: А про спинжак и так все ясно - одежа еретическа

Сергiй: Ardalyon Вот и я про то.

Прасковья: Ой, а сейчас многая одежда состоит из синтетики, во что же теперь одеваться?

Ardalyon: Георгий, Львов чаво не так? в общем так - поискал я, поспрошал... В Европах пуговицы были с 13го века начиная, у нас, видимо, раньше 15го массового введения пуговиц в обиход быть и не могло... Так что...

Георгий, Львов: Георгий, Львов пишет: Если это очень длинная тема, то тогда "пошлите" куда надо, чтобы прочесть... Поскольку "не посылают", то пришлось самому ... залезть в "сеть". И нашёл, случайно некоего Тулупова. Там для меня кое-что было... Простите, если что не так.

Severo: По моему по инету много пуговиц выложено отрытых...и стеклянных и золотых и серебряных и каких хочешь древних. Не помню насчет фелони Сергиевой, довелось прошлым летом ее видеть и даже трогать

о. Андрей: Пытался заказать в Москве такую фелонь, пока никто не взялся

АлександрАК: о. Андрей пишет: Пытался заказать в Москве такую фелонь, пока никто не взялся А по каким причинам?

о. Андрей: Говорят, что никогда не делали, бояться испортить материал.

АлександрАК: о. Андрей пишет: Говорят, что никогда не делали, бояться испортить материал. А какая такая необычная ткань, что боятся испортить? И у кого спрашивали, если не секрет? У наших рогожских швей и золотошвей спрашивали?

поп Олег: могу посоветовать портного, который шьёт фелони по типу фелони прп. Сергия.

о. Андрей: АлександрАК пишет: А какая такая необычная ткань, что боятся испортить? И у кого спрашивали, если не секрет? У наших рогожских швей и золотошвей спрашивали? Да и ткани-то еще нет, просто мне казали, что, мол, все сейчас ткани дорогие... А у рогожских швей не спрашивал, не знаком с ними. Они шьют такие? поп Олег пишет: могу посоветовать портного, который шьёт фелони по типу фелони прп. Сергия. Посоветуйте.

поп Олег: сейчас напишу в личку.

Георгий, Львов: Сообщение для отца Евгения и для всех интересующихся: http://ryza.com.ua/

Алексий: Вот хороший исторически достоверный образец древнего облачения. Равенна 6 век. от Р.Х . Св. Мартин Турский

Алексий: А это Сицилия. 12 век от Р.Х.

Алексий: ОЦЕНИТЕ ОБЛАЧЕНИЯ Источник: "Рисунки къ путешествiю по Россiи Римско-Императорскаго посланника барона Мейерберга въ 1661 и 1662 годахъ, представляющiе виды, народные обычаи, одѣянiя, портреты и т.п.



полная версия страницы