Форум » Церковь и общество » Великий мор 1654-55 годов. » Ответить

Великий мор 1654-55 годов.

Алексий: По мнению некоторых ученых, как историков так и эпидемиологов, эта пандемия чумы была самой значительной по последствиям за всю мировую историю счет жертв идет на миллионы. Глобальные потрясения оказали свое влияние и на историю Русской Церкви. Вот некоторые цифры по умершим в Москве и окрестностях: [quote] окольничий Хитрово, заведывавший Земским приказом, т. е. главным полицейским учреждением, предписал дьяку Мошнину собрать сведения о жертвах эпидемии чумы. Мошнин представил цифровые данные об убыли в людях по различным категориям населения: среда духовенства, среди дворовых людей в домах знатных лиц, среди тяглого населения черных слобод и др. Оказалось, что в 15 обследованных московских тяглых слободах (всех слобод, кроме стрелецких, было свыше полусотни) Мошнин установил, что число умерших составляет 3296 человек, а оставшихся в живых - 681" (подсчет велся, по всей вероятности, только взрослому мужскому населению). Соотношение этих цифр показывает, что во время эпидемии погибло свыше 80% слобожан, т. е. большинство податного населения. Допустимо, что некоторая часть слободского населения с развитием эпидемии бежала из Москвы и, следовательно, число живых следует повысить сравнительно с данными Мошнина. Допустимо, далее, что обследованные слободы были почему-либо более пострадавшими, чем соседние. Несмотря, однако, на такие оговорки следует признать несомненной смерть огромного числа жителей черных слобод. Среди дворовых людей смертность была также колоссальная. Приведем цифры, относящиеся к 10 боярским дворам в Кремле и Китай-городе: Умерло Осталось в живых У Б. И. Морозова 343 19 князя А. Н. Трубецкого 270 8 князя Я. К. Черкасского 423 110 И. В. Морозова 60 15 князя Н. И. Одоевского 295 15 И. Д. Милославского 100 16 Н. И. Романова 352 134 В. В. Бутурлина 68 8 князя Ю. А. Долгорукова 28 13 Г. Г. Пушкина 25 2 Итого 1964 340 Если ничего не скидывать на долю возможных беглецов, то приведенная колонка цифр свидетельствует, что из 2304 боярских людей умерло 1964, т. е. 85%. А у князя Трубецкого процент смертности достигал 97, что граничит с поголовным вымиранием. Среди более обеспеченных слоев населения наблюдался меньший "упадок на люди". Можно предположительно считать, что умерших от чумы 1654 года в Москве было до 150 тысяч человек, т. е. больше половины общего числа москвичей. [/quote] [more]http://library.by/portalus/modules/rushistory/referat_readme.php?archive&id=1192035923&start_from&subaction=showfull&ucat=3[/more] Данные по монастырям: [quote] умерло осталось в живых Чудов 182 (87,5 %) 26 (12,5%) Вознесенский 90 (70,4%) 38 (29,6%) Ивановский 100 (77%) 30 (23%) [/quote] И вот что было дальше: [quote]Массовый вывоз белорусов в Московское государство и непосредственно в Москву в качестве пленных начался в период русско-польской войны 1654-1667гг., когда территория Беларуси была временно занята русскими войсками. Так в эти годы только из г. Шклова Могилёвской губернии в Москву было в Москву было переселено 170 семей ремесленников. В 1655 г. патриарх Никон сообщал, что царь Алексей Михайлович хочет переселить в Россию из Беларуси 300 тыс. человек, особенно в Москву и в те деревни, которые обезлюдели после эпидемий. В Москве переселенцы из белорусских земель жили в разных местах города, однако, в начале 70-х гг. XVII в. в северной части Москвы возникла Мещанская слобода, в которой селились выходцы из белорусских городов – мещане (от белорусского слова «место» – город). В 1672 г. здесь поселилась большая их часть. К концу XVII в. в Мещанской слободе проживало 612 семей из разных белорусских городов и местечек. Слобода имела линейную планировку (4 параллельные Мещанские улицы – ныне проспект Мира и улицы Гиляровского, Щепкина, Мещанская). Жители Мещанской слободы подчинялись Посольскому приказу, имели выборное самоуправление во главе с наместником, им предоставлялись налоговые привилегии. Основными занятиями было ремесло и торговля. Царские власти были заинтересованы в переселении белорусов в Москву, особенно ремесленников по изготовлению изразцов. Белорусские мастера владели секретом выделки рельефных, много цветных изразцов, которые шли на отделку царских дворцов и московских храмов. Белорусские изразцы украшают церковь Николы в Хамовниках, Покровский собор в Измайлове, Новодевичий и Новоиерусалимский монастыри, церковь Успения в Гончарах, Крутицкий терем и др. Среди ремесленников, переселённых из белорусских земель, были также резчики по дереву и кости, живописцы. Белорусские мастера внесли значительный вклад в развитие монументально-декоративного искусства на Руси. Высока была для тех времён грамотность белорусов. Судя по распискам, грамотных в Мещанской слободе было около четверти, расписывались они по-русски, но латиницей в польском варианте. [/quote] [more]http://www.belmos.ru/mlf.php?act=txt&id=14[/more] Может быть в этом обстоятельстве и кроется ответ почему на первом этапе реформаторам-новолюбцам способствовал успех в деле насаждения новых чинов?

Ответов - 26

о. Андрей: А может быть в этом кроется отношение Бога к начатым в 1653 году реформам. Так Он и реформаторов обличил, и множество душ слабых сохранил от принятия Никоновых новин.

Jora: Сразу вспоминается, что как только Златоуста отправили в ссылку, в Константинополе произошло землетрясение.

Алексий: По приведенным данным получается, что население Москвы было насильно заменено, на людей с другим "культурным кодом", которое знало, что такое Магдебургское право, так как Москву заселяли именно грамотные горожане-ремесленники из "Литвы". Симеон Полоцкий и некоторые другие деятели лишь вершина латинствующего айсберга. Есть обоснованные мнения, что с этого времени Москва начала "акать", утвердились церковные новины, например, Радуница. Обратный поток в "Литву" уже из великороссов-ревнителей пошел после Андрусовского мира. (1667г.)


cocpucm: Алексий пишет: Есть обоснованные мнения, что с этого времени Москва начала "акать" Сомневаюсь. Акающие говоры протянулись примерно по линии Псков–Рязань и южнее. Да и акает не только Москва, но и юг, запад и центр Московской области (на севере и востоке изначально были окающие)

Алексий: cocpucm пишет: Сомневаюсь. Не спорю. Оставляю обмен гипотезами по вопросу специалистам по исторической фонетике. Недавно пришла мысль: не являются ли загадочные "мужи поселяне" переселенцами на Русь из литвинов-"щепотников"?

Jora: Алексий пишет: "мужи поселяне" Что-то запамятовал... Это про троеперстие цитата? Что, мол, зрим некиих поселян с таким-то крестным знамением?

Алексий: Jora пишет: зрим некиих поселян с таким-то крестным знамением? Да. Это из материалов БМС.

Алексий: Для наглядности контекст:

Алексий: Ранее не встречал. Вот такой был "герб" патриарха Никона. И хорошая статья по теме-http://www.raruss.ru/slavonic/slav5/3911-golenchenko-kutein-noscow-simeon-polotsky.html

Алексий: http://www.raruss.ru/slavonic/slav5/3911-golenchenko-kutein-noscow-simeon-polotsky.html

Катерина: Алексей, можете, для сравнения, гербы предыдущих патриархов предоставить? Не озадачивалась, любопытно стало.

Алексий: Катерина пишет: гербы предыдущих патриархов предоставить? Таких "гербов" не было. Да и "герб" Никона это, собственно, не его инициатива. Вероятно, так белорусские книжники решили польстить патриарху.

Катерина: Интересно, а после Никона тенденция сохранялась? Синод себя такой символикой баловал? Я как то при чтении только печатный текст запоминаю, а картинки забываются быстро. Недавно фотка на глаза попалась, где п.Кирилла встречают дети, а в руках держат зеленые флажки с вензелями П,К, На манер американской предвыборной компании. Позабавило.

Алексей: Пользуясь случаем, хочу спросить у знатоков. Правда, что троеперстие - арианская ересь? Прошу ответить с подтверждением на источники, если имеются таковые.

Георгий, Львов: Добраго здравия,Алексей ! Есть книга проф. Успенского "Крест и круг", кажется, и ещё одна (найду название -- дам ссылку), в которых он подробно даёт исследования на эту тему. Алексей пишет: Правда, что троеперстие - арианская ересь? Проф. Успенский пишет о возникновении "троеперстия" в римском епископате примерно с 10-11 в.в.. Поправьте, если кто знает лучше. Впрочем, называть такое перстосложение "ересью" -- надо очень осторожно. То, что есть анафема Стоглавого собора 1551 года, то надо ещё раз прочесть полный текст той главы.

Jora: Георгий, Львов пишет: есть анафема Стоглавого собора 1551 года Есть анафема и более древняя, кажется, 11 века.

Алексей: Естественно, Jora, есть. Анафема Константинопольского Собора 1029 года.

Алексей: Вопрос возник в связи с тем, что на из форумов некий Алексей Юрьев в своём сообщении #3465918 от 12.11.10 цитирует Д. Урушева: ЧТО ЗАКЛЮЧЕНО В ТРЁХПЕРСТНОМ СЛОЖЕНИИ? (Д. Урушев) "Некоторым маловерам кажется, что нет никакой разницы в том - креститься двумя или тремя перстами, а, может, и всей пятернёй, - ведь католики же так поступают и вроде ничего?.. Сегодня, вообще, подчас полная неразборчивость в вопросах веры, проповедь «какой-нибудь» духовности, все это почти стало нормой жизни. Но православные христиане никогда не должны забывать, что все священные действия и обряды их Церкви несут на себе глубочайшую внутреннюю нагрузку, скрытый смысл; и если мы хоть как-то изменим обряд, видимое действие, то непременно повредим его тайному содержанию, сокровенному смыслу. Поэтому, когда православный старообрядец ограждает своё лице древним двуперстным крестным знамением, то сим изображает на себе спасительное Распятие на Кресте нашего Господа Бога Исуса Христа. А поскольку, по учению Святой Церкви, в Своей земной жизни Господь соизволил явиться как Совершенный Бог (Несозданный Сын Божий, Бог- Слово) и как Совершенный Человек (Который имел душу, страдал, алкал и т.д.), то мы, истинные христиане, крестимся двумя перстами, означающими два естества (природы) Исуса Христа - естество Божие и естество человеческое. Итак, выходит, что изображая на себе Распятие Господа двумя перстами мы тем истинно исповедуем свою православную веру в Бога и Человека Христа. Также Святая Церковь учит нас, ограждаясь крестным знамением, молитвенно призывать Спасителя, глаголя: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Изменив сложение перстов для крестного знамения, никониане изменили не только внешнюю форму, но и невидимый смысл самого обряда. Изображая на себе Распятие Господа, они складывают три перста во имя Святой Троицы, и при этом призывают Её, глаголя: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь". Получается, что новообрядцы изображают на себе не Распятие Богочеловека-Исуса Христа, но распятие Самого Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Хотя формально новообрядчество и исповедует православную веру в то, что на Кресте был распят Бог и Человек Христос, но своим троеперстным крестным знамением (троеперстием, трёхрерстием) оно свидетельствует о другом, чуждом Православию учении - учении о распятии и страданиях на Кресте Самой Троицы. Подобное учение является кощунственной АНТИТРИНИТАРНОЙ ересью, то есть ересью неправедно и неправильно учащей о Единосущной и Нераздельной Троице и об отношении между Её Лицами. Первые антитринитарные ереси возникли во 2-3 вв., это были секты монархиан и модалистов. Они учили что Бог не Троичен, но только Един, а Отец, Сын и Святой Дух суть не Лица, но именования, образы (modus) Единого Бога. Поэтому в лице Христа и был распят один Бог в трёх Своих именах, образах. Так как эти еретики учили, что Единый Бог есть Бог Ветхого Завета, Бог-Отец, то их ещё называли патрипассионистами (от лат. Patris passio - страдание Отца), ибо они верили, что в лице Христа на Кресте страдал Бог-Отец. Виднейшим учителем этой секты был ересиарх Савеллий (3 в.), считавший, что Лица Троицы суть только внешние обнаружения в нашем мире абсолютно-единого Бога. Против этой злой ереси много боролся св. Дионисий Александрийский. В 5 в. возникла новая антитринитарная ересь - монофизитство (создана ересиархом Евтихием, константинопольским архимандритом), учившая, что Христос был только Богом, а не Богом и Человеком, то есть человеческая природа Спасителя была полностью поглощена Божеством и на Кресте Господь телесно страдал не как Человек, но как Бог (хотя ясно, что Бог не может испытывать физических мук). Наиболее полно выразил это нечестивое учение ересиарх Петр Фуллон, самочинно провозгасивший себя архиепископом Антиохийским. Он учил, что поскольку Сын Божий страдал за нас как Бог, а не как Человек, то значит, вследствие единосущия Лиц Святой Троицы, вместе с Сыном страдали Бог-Отец и Бог-Дух. Посему монофизиты сделали такое дополнение к трисвятой песни: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, распныйся за ны, помилуй нас", этим они выражали свою веру в то, что на Кресте в лице Христа была распята Сама Троица. Ересь монофизитов была проклята на IV и V Вселенских Соборах, но её до сих пор держатся армяне, эфиопы и копты. В 7 в. возникла ересь монофелитов, учивших, что хотя Христос и имел две природы, но имел одну Божественную волю, общую с волей Отца и Святого Духа, поэтому на Кресте Он страдал за нас не Своей волей, но единой волей Единого Бога. И эта ересь была осуждена и проклята Церковью на VI Вселенском Соборе, хотя её сейчас продолжают придерживаться ассирийцы. Итак, видно, что все еретики- антитринитарии учили, что на Кресте был распят, страдал и умер не Богочеловек Христос, а либо Сама Святая Троица, либо три именования, три образа Единого Бога. Логично было бы полагать, что этим еретикам и надлежало креститься тремя перстами с призванием Троицы, изображая свою веру в Её Распятие. И странно, что новообрядческая русская церковь, постоянно называющая себя "православной", содержит такой кощунственный и явно еретический обряд. А истинным христианам не должно быть безразлично, сколькими перстами совершать крестное знамение, ибо изменив внешнюю форму этого обряда мы можем изменить, исказить и его таинственную сущность, впасть в антитринитарную ересь, проклятую Христовой Церковью, её святыми учителями и Соборами. Даже удивительно, какое страшное лжеучение заключено в такой, казалось бы, безобидной и неважной перемене двоеперстного крестного знамения на троеперстное! Нет, правы были наши предки, первые старообрядцы, отказавшиеся принять новые обряды и реформы Никона, ибо сумели разглядеть в них душегубительную ересь. Нам же остаётся только пожалеть тех несчастных людей, которые, называясь "православными", держатся, сами того не зная, страшной безбожной ереси – трёхперстия! Ведь они попадают под анафему Божией Церкви вместе с нечестивыми Савеллием, Евтихием, Петром Фуллоном и прочими иудами - христопродавцами!" http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=90131&order=asc&pg=3 Конечно, слова звучат правдиво, но нет ссылок на достоверные источники.

Алексей: Также вопрос возник и с тем, что сказано в этой ссылке: http://nikeagrad.narod.ru/kznam.htm

Алексий: Алексей пишет: нет ссылок на достоверные источники. Да. Мы можем лишь предполагать.

cocpucm: Все дораскольные источники, которые я видел (за исключением постановления Стоглава), говорят не о дву- а о пятиперстии. Алексей пишет: Получается, что новообрядцы изображают на себе не Распятие Богочеловека-Исуса Христа, но распятие Самого Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Хотя формально новообрядчество и исповедует православную веру в то, что на Кресте был распят Бог и Человек Христос, но своим троеперстным крестным знамением (троеперстием, трёхрерстием) оно свидетельствует о другом, чуждом Православию учении - учении о распятии и страданиях на Кресте Самой Троицы. А вот это ИМХО явное передергивание. Ведь (древле)православные тоже изображают (правда, мизинцем, безымянным и большим) Святую Троицу. Исходя из вышеописанной логики они тоже "распинают" Св.Троицу

Глеб: cocpucm по всей видимости это зависит только от того касаются ли древлеправославные тела только двумя перстами или еще поджатыми мизинцем, безымянным и большим. Если поджатыми не касаются то вроде как и не распинают потому как они находятся в воздухе, а осенение себя не касаясь тела есть не осенение, а махание коему бесы радуются.

Алексей: cocpucm, это не мои слова, а писателя Дмитрия Урушева из РПсЦ. Он утверждает, что триперстие – арианская ересь. Но документальное подтверждение из источников не приводит. Прошу Вас, как спеца, прокомментировать его слова. Желательно, с источниками об арианском происхождения триперстия, если таковые имеются у Вас.

cocpucm: Алексей, я отнюдь НЕ спец в истории Церкви, особенно древней. Но общий методологический принцип, принятый во всей науке, — "бремя доказательства лежит на выдвинувшем тезис". Посему это Дмитрий Увушев, если он считает себя ученым, должен предоставить документальное подтверждение арианского происхождения троеперстия (я думал, что ариане крестились одним перстом — но утверждать это с уверенностью не буду). Лучше обратитесь к нему: в Сети-то его можно найти, что на "Старке", что в Мордокниге. К слову, сщмч. Аввакум считал, что троеперстие привнес в Церковь папа римский Формос (зри зде, стр. 111-116), а это явно после ариан.

Алексей: Хорошо, cocpucm! Благодарю Вас за ответ! Просто Дмитрий Урушев на Старке давно не появляется. Вот и спрашивал здесь участников, нет ли у кого достоверных источников. Ещё раз благодарю Вас!

cocpucm: Да не за что Урушев в Фейсбуке точно есть и периодически там бывает



полная версия страницы