Форум » Церковь и общество » продолжаем catching up: как испортить монаха (из Живого Журнала) » Ответить

продолжаем catching up: как испортить монаха (из Живого Журнала)

Сергiй: в дни моего выпадения из инета была такая встреча в метро. кто-то волосатый говорит мне бур-бур-бур (оказалось, что-то по-гречески). оказалось -- бывший Валаамский монах, который сходу определи во мне не "попа вообще" (которого видит во мне каждый пьяница; так было даже до рукоположения), а именно монаха и священника. разумеется, мы оба были "в штатском", стояли в вагоне метро. но я тоже примерно так же определяю -- это такие внутрисубкультурные заморочки. [more]он, кроме того, был в заметном подпитии, с плейером и наушниками из ушей и прикладывался к пластиковой бутылке какого-то дрянного джин-тоника. сказал, что прожил на Валааме 8 лет, а теперь его то ли выгнали, то ли сам ушел (это там почти одно и то же); он иеромонах и теперь ему грозит запрещение в священнослужении (очевидно, потому, что не идет устраиваться ни в какое новое место). мне было очень легко проверить, что он не врет, хотя я сам ни разу не бывал на Валааме. но Питер -- городок маленький, даже со всеми филиалами, включая Валаам, так что вся "монашеская тусовка" друг друга знает. т.е. не все лично -- но общих знакомых (даже не знакомых знакомых) просто полно, да еще Питер наводнен всяким отсевом с Валаама. так что среда мне очень даже известна, и я вовсе не думаю, что мой собеседник был изначально ни к чему не годным. он, собственно, подвел разговор к тому, что ему надо у меня исповедаться (увы, пришлось отказать, т.к. он из МП; но, авось, когда-нибудь он еще придет...). я был бы ему очень рад, если бы он пришел в нашу церковь, и мы бы приняли его в сане простого монаха и устроили пока что чтецом (а там видно будет). но надежды на это не очень много: не по причине наших юрисдикционных различий, а только по причине "прививки от благодати", которую дает хороший (особенно именно хороший, благоустроенный) патриархийный монастырь: "выпускники" получают сильнейшую аллергию на всё церковное вообще. в нашем приходе уже есть один бывший многолетний Валаамский послушник: он серьезный человек: устроился в фирму и уже второй или третий (забыл) год пытается жениться; но чтобы ходить в церковь -- это у него теперь всегда с огромным боем выходит. 8 лет иеромонахом на Валааме -- а потом с плейером в ушах в пьяном виде -- это нормально. и даже далеко не самое худшее. мне кажется, самое худшее -- это остаться на Валааме иеромонахом навсегда, реально вписавшись в тамошние расклады. сразу признАюсь, что валить тут на МП как на неправильную юрисдикцию я не стану. просто МП воспроизводит и сохраняет дореволюционные пороки (только до революции было кое-что помимо пороков, а в МП то, что было, сохранилось избирательно). некоторые -- и именно благоустроенные, образцовые -- монастыри привлекают монашеской романтикой. Валаам -- особенно. это лучший в России монастырь по богослужебному уставу. наш приход тоже пытается строить богослужение по Валаамским образцам, но это получается, как деревенский клуб в сравнении с Мариинским театром. что нет духовного руководства -- так его нигде нет; это в монастарях далеко не худшая проблема (худшая проблема -- когда оно есть: тогда развивается геронтомаргИя, или, по-церковнославянски, страсть старцебесия; это когда послушание групповой дисциплине, оформленное как послушание номинальному лидеру, завладевает душой до такой степени, что, если чего не хватает, так только ниточки слюны из уголка рта). да и монашеская романтика -- поначалу совсем неплохо; это ничего, что похоже на пионеров и бойскаутов. зато хорошая такая игра, развивающая. но за 3 или хотя бы за 5 лет дети взрослеют. и тут начинается самое ужасное. в монастыре после этого они могут еще промучаться несколько лет -- а дальше либо ломаются, либо вылетают (разумеется, все равно ломаясь). играть они уже не могут, но ничего другого они не могут тоже. их не то что ничему не научили -- учиться они должны были бы сами, -- а им не дали понять, что монашеская жизнь состоит в чем-нибудь внутреннем. они остаются без игры, в мире тех самых "взрослых" -- и даже отборных по "взрослости" -- из которого они сбежали в монашество. это полный облом: рушатся надежды всей жизни. тут не спиться -- почти невозможно. конечно, возможно, -- но очень трудно: один многолетний валаамец -- иеродиакон -- только благодаря интеллигентности устрился в приличную библиотеку библиографом и не спился; но постригся, ходит в штатском (раньше он ходил по тем же библиотекам только в монашеском; он был архивариусом монастыря; ужасно хороший парень -- мне его почти не хватает в нашем стихийном квази-монастыре при приходе...), но в церковь (хотя бы в МП) -- думаю, что почти не заходит. что на все это сказать? самого очевидного говорить не будем: потому как где взять духовное руководство, когда его нет? но ведь, по крайней мере, книжки какие-то есть. жить можно. но не получается. как сделать, чтобы хоть что-то получалось? конечно, дети, даже повзрослев, не верят, что эти "взрослые" в рясах (обыкновенные партийные функционеры, только в специфической социальной группе, где ценятся специфические ценности; иногда -- не карьеристы, а юродивые, но не ради Христа, а просто...) имеют отношение к чему-нибудь, ради чего им стоило резко бросать всё остальное, и делать это (а что это?) единственным смыслом своей жизни. вот тут и трудно не спиться. а выход -- один. раньше (в логическом, не в хронологическом смысле "раньше") "послушания" и т.п. монашеских удовольствий надо учить тому, ради чего все это бывает нужно. нужно как-то (всеми способами) фиксировать внимание ребенка на том опыте и на тех интуициях неотмирности, которые он имеет. а он их имеет -- иначе он не потянулся бы к монашеству. монашество должно выбираться не как "отказ от", а как принятие. принятие чего-то такого, по сравнению с чем все остальное -- полные грязь и туфта. и это принятие как раз и должно для него быть опытом внутренней молитвы. тогда будет желание любой ценой не отпасть от монашества (хотя бы речь шла даже о состоянии до пострига; момент пострига тут не так уж и важен, хотя, разумеется, я верую, что монашеский постриг есть таинство Церкви). тогда ребенку станет наплевать, среди кого он живет (т.к., на самом деле, он все равно живет один). но при всем при том, при всем при том, при всем при том при этом -- детей надо беречь и не спешить высаживать на грядки, а подольше выдерживать в теплицах (с) близко к тексту -- св. Игнатий Брянчанинов. ЗЫ взрослый человек не может быть монахом. это очевидно. [/more]

Ответов - 26

Сергiй: Ах, да, забыл ссылку дать: СЮДА Очень понравилось играть они уже не могут, но ничего другого они не могут тоже. их не то что ничему не научили -- учиться они должны были бы сами, Я после прочтения этих слов подумал, что это можно отнести не только к монашеству, но и к любому вхождению человека в приход вообще. Не научили. И вряд ли когда научат.

андрей ю.: Сергiй Очень понравилось цитата: играть они уже не могут, но ничего другого они не могут тоже. их не то что ничему не научили -- учиться они должны были бы сами,ote] Не научили. И вряд ли когда научат. Как тут говорил о.Андрей: "Спасение погибающих, дело рук самих погибающих". Мне этот отрывок тоже понравился, а еще:что нет духовного руководства -- так его нигде нет; это в монастарях далеко не худшая проблема (худшая проблема -- когда оно есть: тогда развивается геронтомаргИя, или, по-церковнославянски, страсть старцебесия;

Сергiй: Царство небесное подобно... С чем только его ни сравнивали! И с зерном горчичным, и с закваской... Сравнения хороши, потому что помогают лучше понять действительность. А меня всё тянет и тянет расставить все точки над “i”, кажется, не успокоится ум, пока не переосмыслит всё, что видит и слышит. К размышлению подтолкнул меня епископ Григорий, написавший «играть они уже не могут, но ничего другого они не могут тоже. их не то что ничему не научили -- учиться они должны были бы сами, -- а им не дали понять, что монашеская жизнь состоит в чем-нибудь внутреннем». Я подумал и решил, что эти слова созвучны и моим мыслям, только не по поводу монахов, а касающиеся любого человека, пришедшего в Церковь со стороны, в наибольшей степени взрослого, образованного, сформировавшегося. И тут пошли напрашиваться сравнения. Ребенок рождается маленьким, беззащитным, нуждающимся в помощи. Его пеленают, его кормят грудью и манной кашкой, ему подтирают попу, его купают. Пройдет много времени пока он не научится жить самостоятельно. И всё это постепенно: ходить, садиться на горшок, разговаривать, различать опасности. Некоторые дети, несмотря на запреты, тянутся ручкой к огню. Обжигаются. Тут ничего не поделаешь: сами виноваты. Детей учат не переходить улицу на красный свет, детей предупреждают, что в глубокой воде можно утонуть, с обрыва или с балкона сорваться, упасть и разбиться. Детей учат уважать старших, вести себя прилично, не сорить, убирать за собой, обращать внимание на окружающих, не мешать им. Детей очень многому учат. Их учат кататься сначала на трехколесном, а потом и на двухколесном велосипеде. Детей не сажают в три года за руль автомобиля. Дети входят в общество, постепенно постигая азы правил человеческого общежития. Никому не приходит в голову начинать с Конституции, Уголовного или Уголовно-Процессуального кодекса. Никому не приходит в голову заниматься с ребенком астрономией, ему достаточно знать, что солнце светит и греет, при этом также необходимо знать, что могут быть ожоги или перегрев. Ребенок принимает лекарства, доверяясь взрослым, не вникая в состав лекарств. Почему в Церкви многие бросаются читать философско-религиозную литературу, не пройдя путь младенцев? Да и взрослому порой необходимо сориентироваться в чужой среде. Человек, выросший в пустыне, может утонуть в трясине. Человек из лесной области может погибнуть в пустыне без еды и без воды. Это в лесу было множество родников, ручьев, ягод, грибов и орехов. В пустыне надо научиться выживать. Можно попасть в чужую страну и начать учить чужой язык, освоить его в какой-то мере, а потом, придя учиться, из-за знания большого количества лексики попасть не в начальный класс, а чуть повыше. В результате у многих на всю жизнь остаются пробелы в самом начальном, тогда и сочетание звуков может читаться иначе, вызывая если не смех, то снисходительную улыбку. Отцы и соборы. Соборы и отцы. Большинство верующего люда в сем не разбирается и никогда разбираться не будет. Я далек от мысли, что это не нужно. Нет, оно находится на своем месте. Но большинству оно ненужно и непонятно. А если собрать всех и по отдельности расспросить, то таких ересей наслушаешься! Куда проще возлюбить «чистое словесное молоко» и стараться жить в мире с окружающими. А остальное, если в том будет необходимость, приложится.


Сергiй: андрей ю. пишет: Мне этот отрывок тоже понравился, а еще А мне больше всего старцебесие.

андрей ю.: Сергiй А мне больше всего старцебесие Я, кстати первый раз такое название встречаю. Очень точное и емкое.

андрей ю.: Сергiй Почему в Церкви многие бросаются читать философско-религиозную литературу, не пройдя путь младенцев? А какой путь младенцев в Церкви?Отцы и соборы. Соборы и отцы. Большинство верующего люда в сем не разбирается и никогда разбираться не будет. Я далек от мысли, что это не нужно. Нет, оно находится на своем месте. Но большинству оно ненужно и непонятно Наверно раньше, когда на Руси было только православие, большинству было конечно не нужно. Люди рождались в правой вере, делали что положено, и спасались этим. Но сейчас, когда столько всяких церквей (на любой вкус и цвет), как без отцов и соборов разобраться?

Сергiй: Исус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Исус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Исус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоан.3:3-10)

Сергiй: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:15) А покаяние означает изменение образа жизни и образа мыслей, поворот на 180 градусов. И это гораздо важнее, чем разбираться, сколько природ или воль во Христе. Можно в этом "плавать", но быть христианином, можно всё то хорошо выучить, но так и остаться нехристем, который каждую неделю рвется к Чаше, а через несколько месяцев сообщает, что он и в Бога-то не верит. А всё оттого, что ему сказали "выучить материалы соборов".

Сергiй: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор.13:1-3)

Сергiй: Из моего личного опыта: Большинство образованных светски людей, занимающихся церковной историей, патрологией и прочим, не вызывали у меня никогда внутреннего расположения, а некоторые - так и вовсе особое отвращение. Напротив, простые верующие овечки стада Христова с детской верой вызывали явное расположение.

Глеб: Нет, овечками быть уже нельзя. А то придет хищник и утащит за шкирку в свое гнездовище.

Сергiй: Надо как в сказке просить хищника печать на копыте посмотреть. А как начнет вглядываться, хорошенько лягнуть.

Глеб: А лучше собрать всех хищников и в топку. А над топкой чтобы надпись горела - "Мы устроим вам ад на земле!"

о. Андрей: Глеб пишет: придет хищник и утащит за шкирку в свое гнездовище Иллюстрация хищника от ДЦХ БИ: [img]http://evharistia.com/images/wolfinshipskin%202.jpg[/img]

о. Андрей: Имел в виду, что иллюстрация от ДЦХ БИ, а хищник не тамошний. Коллаж просто забавный Отец А. Черногор всегда забавными коллажами радовал

Глеб: о. Андрей хищников ряды велики, впору в леса и горы бежать. Может и в правду антихрист приближается? Шиш то его уже давно как показался?

о. Андрей: Анчихрыст уже 2000 лет приближается, как сказал ап. Павел: тайна беззакония в действии

Глеб: о. Андрей страсть! Как уберечься то? Вроде и думаешь что прилепился ко Христу, ан все сомненья одолевают. Приходят и вещают и стенают под ухом мол не тут спасение, к нам иди.

cocpucm: о. Андрей пишет: Иллюстрация хищника от ДЦХ БИ Я правильно понимаю, что эта карикатура на инока Алимпия, ставшего у никониан епископом?

Сергiй: Я постеснялся озвучить. Очень похож, кстати.

о. Андрей: Да, это он самый - инок Алимпий.

Глеб: Сегодня священство РПСЦ отказало мне в использовании местного храма РПСЦ в качестве наглядного пособия в преподавании основ православия в школе на основании того, что я не являюсь чадом РПСЦ. Возникла идиотская ситуация когда мне придется интересующихся древлеправославием делегировать за тридевять земель к часовенным и в храмы РДЦ, хотя рядышком стоит храм РПСЦ. Идиотизм РПСЦ безграничен.

андрей ю.: Сергiй Из моего личного опыта: Большинство образованных светски людей, занимающихся церковной историей, патрологией и прочим, не вызывали у меня никогда внутреннего расположения, а некоторые - так и вовсе особое отвращение. Напротив, простые верующие овечки стада Христова с детской верой вызывали явное расположение.Да, у меня где то также. Правда когда простой человек начинает свою простоту возводить как бы в догмат, то идилия нарушается. Ну а про образованных можно сказать: "Горе от ума", т.к. пытаются иногда постичь разумом то, что постичь невозможно, а можно только верить. И не находя подтверждения от разума, становятся обычными неверующими...

о. Андрей: В Потребнике сказано: где грамотность, там и ересь

андрей ю.: о. Андрей В Потребнике сказано: где грамотность, там и ересь То то беспоповцы так любят его

Георгий, Львов: Сергiй пишет: играть они уже не могут, но ничего другого они не могут тоже. их не то что ничему не научили -- учиться они должны были бы сами, -- а им не дали понять, что монашеская жизнь состоит в чем-нибудь внутреннем. они остаются без игры, в мире тех самых "взрослых" -- и даже отборных по "взрослости" -- из которого они сбежали в монашество. это полный облом: рушатся надежды всей жизни. тут не спиться -- почти невозможно. конечно, возможно, -- но очень трудно Похожее случилось с моим хорошим знакомым львовянином: он прожил сначала монахом в миру много лет, затем, всё-же решил уйти в монашеское общежитие в Карпатах со своими старыми знакомыми киевскими монахами, коих выжили из киевских монастырей. Закончил духовную академию в Закарпатье. А закончилось всё очень печально... Правда, не спивается. Но живёт с женщиной, бороду подравнял к подбородку. Не прочь и "приложится" -- ка ивсе вокруг. Одним словом, обмирщал. По его словам " ни с какой "церковью" больше дела не хочет иметь". Печально, т.к. именно с него и начался мой "the final count out" на пути к исследованию причин раскола в 17-м веке.



полная версия страницы