Форум » Церковь и общество » Праздничная символика » Ответить

Праздничная символика

Катерина: выглянула сегодня в окно и увидела на церковном дворе никонианского кафедрального собора ( у нас окна на него выходят) нарядную елку, рядом с которой стоит дед Мороз. Если саму елку можно воспринимать как рождественское дерево (кто знает откуда традиция, поделитесь, пожалуйста) то дед Мороз причем? Он даже не Санта Клаус, а дед Мороз, если не ошибаюсь чисто языческий персонаж. Вот решила поинтересоваться, кто что знает о традициях новогодних, рождественских, светских, западного христианства, Православия - расскажите пожалуйста.

Ответов - 48, стр: 1 2 All

о. Андрей: Катерина пишет: стоит дед Мороз А на нем написано, что это дед Мороз? Может это какой-нибудь их старец

Сергей Маркин: Про Деда Мороза много разных легенд есть. В частности, одна из них говорит о том, что Дед Мороз - это Николай Угодник. Якобы Святой Николай в Рождество переодевался стариком, чтобы его никто не узнал и ходил поздравлять детей. И так появился у нас Дед Мороз, а у католиков Санта Клаус. Нам это в Турции рассказывали, когда мы в Миру ездили. Есть, конечно и языческая версия происхождения данного персонажа, но это нас уже не касается

Алексий: Катерина пишет: елку можно воспринимать как рождественское дерево (кто знает откуда традиция, поделитесь, пожалуйста) Традиция относительно новая. Но с должным пониманием вполне благочестивая.


Сергiй: о. Андрей пишет: Может это какой-нибудь их старец

Сергiй: Ёлок в русских деревнях не наряжали. И я еще очень хорошо помню, как мы, дети, просили у родителей покупать ёлку, чтобы и у нас было как у всех. Первой "ёлкой" была большая ветка сосны, на которую повесили несколько игрушек, а со следующего года нам пошли навстречу и купили настоящую ёлку. Так что традиция ли это?

Катерина: о. Андрей пишет: А на нем написано, что это дед Мороз? Может это какой-нибудь их старец пойду гляну, может и правда:) Сергей Маркин пишет: В частности, одна из них говорит о том, что Дед Мороз - это Николай Угодник. Якобы Святой Николай в Рождество переодевался стариком, чтобы его никто не узнал и ходил поздравлять детей. И так появился у нас Дед Мороз, а у католиков Санта Клаус Санта Клаус на Западе вроде за Святого Николая, Санта - святой, Клаус - Николай. В Австралии Николас и т.д. Но Дед Мороз - это языческий персонаж, причем страшный, что-то вроде духа предсмертного младенческого крика, а Мороз - потому, что дети часто болели зимой и умирали. Вроде так я читала где-то. А по поводу елки я смотрела передачу, в которой никонианский священник рассказывал о рождественском дереве, символизирующем райское древо жизни. Вот захотелось уточнить есть ли у нас такие понятия.

Катерина: Сергiй пишет: Ёлок в русских деревнях не наряжали. то есть у нас в России это скорее никонианская традиция? Где-то с петровских времен?

о. Андрей: Катерина пишет: Но Дед Мороз - это языческий персонаж, причем страшный, что-то вроде духа предсмертного младенческого крика, а Мороз - потому, что дети часто болели зимой и умирали. Так это же сказочный Морозко - вредный дед, который из-за своего скверного характера морозил насмерть девиц (снегурочек).

о. Андрей: Катерина пишет: Где-то с петровских времен? С петровских.

Сергiй: С петровских. Но наши-то деревни (обе) - никониянские, а не старообрядческие. Это в городах было, да у высшего обчества.

Алексий: Кстати о елках: В вологодско-Пермской летописи есть интересный эпизод заключения мирного договора между русской стороной и князьями югорскими. Дело происходило под кафедральном городом Усть-Вымским при владыке Пермском Филофее. Югорские люди заключали мир по своему обычаю, а обычай был таков: "наряжалась" ель всяким "идольем" и враждующие стороны примирялись обходя ель по кругу на манер хоровода. Русских людей такой обычай смутил и владыко Филофей приказал воздвигнуть над елью Крест. Так мир и заключили... югорские люди обещались:"лиха не мыслить и не нападать на пермских людей, а пред великим князем вести себя исправно" Дело было зимой 1485 г. от Р.Х

Катерина: ВИКИПЕДИЯ Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным[6]. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция. Прототипом Деда Мороза / Санта-Клауса является Святой Николай-Угодник Чудотворец[источник?] В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что церковь поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет упомянуто, что он принял крещение[15]. А по словам зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонаха Филиппа, усиление «культа» Деда Мороза и Снегурочки во время празднования Нового года является «нездоровым неоязыческим проявлением»[16]. Менее строго высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий[17]: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции.» в общем персонаж языческий, что я прочла на языческих сайтах. но в советское время учрежден Дед Мороз в образе доброго старичка, дарящего подарки. То есть осталось одно название, суть поменялась - добрый волшебник. Нашла некоторые рассуждения на тему, стоит ли детям раннего возраста объяснять что дед Мороз это язычество. Какого ваше мнение?

Сергей Маркин: Катерина пишет: Санта Клаус на Западе вроде за Святого Николая, Санта - святой, Клаус - Николай. В Австралии Николас и т.д. Но Дед Мороз - это языческий персонаж, причем страшный, что-то вроде духа предсмертного младенческого крика, а Мороз - потому, что дети часто болели зимой и умирали. Вроде так я читала где-то. Ну я же сказал, что это по одной из версий! Нам это в Мире рассказывали. Вообще, судя по тому, что Дед Мороз добрый и подарки детям дарит, то скорее всего он с Санта Клаусом - одно лицо. Потому что тот, который языческий, тот злой был

о. Андрей: Ну не знаю... я детям с раннего детства разъяснил, что никаких "дедов Морозов" не существует, а подарки мы им дарим. И дети благодарны нам, а не каким-то посторонним дедам...

Катерина: у нас сыну подарки тоже папа дарит, добрый и с бородой:) просто некоторые знакомые вопрос с дедом Морозом радикально решают, мол верить в него, значит поклоняться языческому персонажу, а это отступление от Православия и проч. Другие считают, что детская вера в д. Мороза такая же, что и в гномов и эльфов, ребенок верит в сказки пока малыш, с возрастом вера уходит, ничего крамольного тут нет. Позволять ребенку верить в д. Мороза - это грех и отступничество или обычное детство со сказками?

Сергiй: Я сказки очень любил читать, но относился к ним как к сказкам, с самого раннего возраста.

о. Андрей: Катерина пишет: Позволять ребенку верить в д. Мороза - это грех и отступничество или обычное детство со сказками? Я не позволил своим находиться даже и в детском заблуждении. Сказки они знали, но и знали, что это вымысел, в котором иносказательно описываются взаимоотношения между людьми. Не вижу пользы от того, чтобы держать ребенка в неведении. Он вырастет, вера в эльфов улетучится, но очень вероятно, что с ней улетучится и доверие к родителям. Верил в эльфов, а их нет, может и не только их нет?...

Георгий, Львов: Алексий пишет: владыко Филофей приказал воздвигнуть над елью Крест. Как-то случайно супруга купила верхушку на ёлку ... с крестом (двучастным). Мы очень этому обрадовались и стех пор на Рождество Господа нашего Исуса Христа ставим такую верхушку на верх деревца. Так что, если ради МИРА владыко ТАК благословил, то и я, думаю, дабы в семье моей хоть как-то примирить враждующие по поводу разных празднеств (как светских так и религиозных) и их времени стороны, "ставить" ёлку на 01.01 по новому стилю, а верхушку -- с крестом -- на 07.01 по новому стилю водружать. Благодарю брата Алексия за чудесный пример того, как мудро надо поступать и как мудро поступала Церковь не отвергая напрочь все обряды, а придавая части из них характер, содержание христианское.

Георгий, Львов: Алексий пишет: Традиция относительно новая. Но с должным пониманием вполне благочестивая. Навечерием рождественским смотрели передачу со Свто-Успенской Почаевской Лавры УПЦ МП ( с комментариями некоего духовнаго их лица, а, также с комментариями моего ребёнка и моими ). Так вот это ихнее "лицо" очень интересно рассказывало о том, какой смысл был в ёлках на римо-католическом западе. Так из его рассказа всё получается очень даже благообразно, так что я даже обрадовался тому, что ежели такой характер до сих пор сохранялся, это было-бы очень и очень!..

Jora: А ещё есть обычай ставить елку на Рожество в храм, пока, кажется, только в РПЦ. Перебор, по-моему. Язычество в храм тащить. Дом Божий - дом молитвы.

о. Андрей: Jora пишет: Язычество в храм тащить. Я не сторонник елок в храме (по иным мотивам), но в чем язычество? Украшение храма натуральными растениями совершается, например, на Троицу и в Вербное. Чем елка хуже вербы? И не важна ли в данном вопросе прежде всего мотивация? Если елка в храме - язычество, то почему елка вне храма не язычество?

Алексий: о. Андрей пишет: по иным мотивам По каким, отче? о. Андрей пишет: Если елка в храме - язычество, то почему елка вне храма не язычество? Лично я к "елкам" отношусь понимающе- нейтрально. Памятуя о том, что множество чудотворных икон были обретены именно на "хвойных деревьях".

о. Андрей: Алексий пишет: По каким, отче? На единичной елке акцентируется внимание, а в храме внимание должно быть акцентировано исключительно на кресте в алтаре. Я потому и противник т.н. "голгоф", которые своим местоположением (за клиросом) разрушают целостность храмового устройства. Явно латинский обычай. Поэтому елка в храме, как символ праздника, недопустима. Вот если бы елки (просто, как украшение)..., но таковое не в обычае, а, следовательно, и не нужно. Да и сразу же возникнет вопрос, а почему именно елки?

Алексий: о. Андрей пишет: Я потому и противник т.н. "голгоф", которые своим местоположением (за клиросом) разрушают целостность храмового устройства. Явно латинский обычай. + Я тоже так мыслю. К сожалению, в древлеправославную церковь, в так называемом "явочном порядке" проникли и другие униато-литинские традиции. Например, с Радоницей вряд ли что можно уже сделать.

о. Андрей: Алексий пишет: Например, с Радоницей вряд ли что можно уже сделать. Мы никогда не служим. Раз разъяснить, а далее не потакать.

Алексий: Так и календари надо "подчистить"

о. Андрей: Алексий пишет: Так и календари надо "подчистить" Аминь.

Катерина: Алексий пишет: Радоницей вряд ли что можно уже сделать. а что с ней?о. Андрей пишет: Он вырастет, вера в эльфов улетучится, но очень вероятно, что с ней улетучится и доверие к родителям. Верил в эльфов, а их нет, может и не только их нет?... собственно также и дело обстоит с "чудесами". У нас случай был, когда я болела, то Арсения (ему три годика было) просила за меня молиться, он молился и спрашивал лучше ли мне, ну пришлось говорить что лучше конечно, ведь он помолился. Как-то сломалась его любимая машинка (китайская, одноразовая, кто-то задарил, что он в ней нашел ума не приложу)слез было море, через какое-то время захожу к нему в комнату, а он стоит перед иконой и просит Боженьку чтоб машинка выздоровела.

о. Андрей: Катерина пишет: а что с ней? Це українська служба і звичай

Алексий: Так к тому же от униатов

Катерина: о как!А когда случилось это с нами?

о. Андрей: Катерина пишет: о как!А когда случилось это с нами? Через Стародубские слободы. Там было большое влияние Украины. А Радоница называется там гробкИ.

Ктерина: о как. А когда случилось?

Jora: Алексий пишет: Так к тому же от униатов Можно поподробнее? Давно интересовался.

Сергiй: Катерина пишет: а он стоит перед иконой и просит Боженьку чтоб машинка выздоровела. Вот она, детская искренность и простота!

Георгий, Львов: Насколько я слушал, Радуница -- это языческий славянский "хэлоувин", который перешёл в Церковь на Руси, вернее, облагородствовали тем, что стали поминать усопших на вторник после Фоминой недели. У униатов ВООБЩЕ этого нет. Поэтому -- информация об униатском влиянии неверна! Это пошло ещё из древности. Когда я говорю с униатами о "радунице", то они глазами хлопають: мол, откуда сие?!.

о. Андрей: Обычай пришел однозначно с Украины. В других регионах его до советского времени вообще не было. Если бы он имел повсеместное распространение и если бы Церковь его "облагородствовала", то была бы и служба, а так службы покойной в этот день никакими уставами не положено.

Алексий: Георгий, Львов пишет: Поэтому -- информация об униатском влиянии неверна! Георгий, униаты ведь не только на Львовщине. В данном случае я разумел униатов-литвинов.

Jora: Алексий пишет: униатов-литвинов.

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: так службы покойной в этот день никакими уставами не положено. Так зачем же и откуда сие у тех же РПЦ МП, УПЦ МП?! Или в РПЦ МП -- нет, только в УПЦ МП? Интересно посмотреть по Псково-Печерскому календарю... Щас погляжу... Да , есть!

Георгий, Львов: А я имел ввиду -- чисто историческое исследование -- откуда "ноги растут"! Вообще, со всеми этими обычаями древней языческой Руси (и не только Руси!), как ознакомишься, так сразу "баптистом" в этих вопросах станешь: они напрочь отвергают всю ту ... мишуру, что нанесена на Церковь Христову, хотя, с виду на даный момент ничего языческаго и идолопоклонническаго не несёт. Впрочем...

о. Андрей: Георгий, Львов пишет: хотя, с виду на даный момент ничего языческаго и идолопоклонническаго не несёт. Главное, что ничего церковного, ибо если святые отцы (устроители церковного устава) не определили в данный день никакой специальной заупокойной службы, то, следовательно, они не считали ее уместной в этот день. Для поминальных служб определена суббота.

Прасковья: Алексий пишет: Так и календари надо "подчистить" вот, вот. Я как- то раньше внимания не обращала, а сегодня заглянула и удивилась просмотрела другой календарь и там есть! И вот кому теперь верить?

о. Андрей: Прасковья пишет: И вот кому теперь верить?Все ведь вверху вполне разъяснено, что обычай западно-русский, распространен был среди староверов Чергниговщины, к которой относился всегда и Новозыбков, а поскольку издательский отдел в Новозыбкове, то в некоторых случаях календарь отражает именно их традицию. Вопрос веры сюда совершенно не подходит, ибо ни с какой стороны обмана нет. Новозыбковцы служат по своему давно уже устоявшемуся обычаю не уставного происхождения. Поэтому, если служат они - пожалуйста, но коль устав не предписывает, то прочим служить в этот день заупокойную службу необязательно. По большому счету панихиду почти каждый день служить можно, но это ведь не обязанность, а право. Негативное в Радунице не служение панихиды (молитва сама по себе не бывает негативной), а сопряженный с этим днем обычай всенародной пьянки. Именно поэтому, с моей точки зрения, хорошо было бы устраниться от совершения заупокойной службы в этот день, чтобы не иметь даже и косвенной причастности к чужим грехам.

Прасковья: Просто надо все под одну черту подводить, что бы в церкви не было разногласий. А так: говорим об одном, а поступаем иначе - это не правильно. Христианский мир большой и не важно где находится издательский отдел он должен отражать общую традицию, а не местную.

Jora: Прасковья пишет: Просто надо все под одну черту подводить

Jora: о. Андрей, ты ведь из тех, брянских палестин. Скажи, пожалуйста, у светских, ("не наших") людей распространено ли носить в этот лень на кладбище съестные сладости, раскладывать на могилках, а дети и малоимущие ходят и собирают?

о. Андрей: Jora пишет: Скажи, пожалуйста, у светских, ("не наших") людей распространено ли носить в этот лень на кладбище съестные сладости, раскладывать на могилках, а дети и малоимущие ходят и собирают?Да, такой обычай есть.



полная версия страницы